Чтобы не откладывать дела в долгий ящик (в нашем возрасте откладывать вредно), мы запланировали на прошлые позапрошлые выходные парусный поход с ночёвкой.
Прогноз перед походом был самый неутешительный: ветер 5 узлов оба дня, вероятность ливней. На пяти узлах далеко не уедешь.
Естественно отменять поход никто не собирался, но я уже смирился с тем, что мы будем тусоваться в бухте и изучать острова. Однажды у меня уже
так бывало, и то раз оказался очень памятным, так что мне было почти даже и не обидно. Почти.
Так или иначе, я настолько уверился, что мы никуда за пределами бухты не попадём, что даже и компаса с собой не взял. И лоцию заставил себя запихать в сумку в последний момент, хотя и понимал, что она не пригодится.
Команда была стандартная: португальская Лена и питерский Серёга, а лодка французская, 35-футовая Жанно по имени «Элиза».
День первый
Ветра поначалу действительно почти не было, и мы даже подумывали, не махнуть ли нам на него рукой и не врубить ли движок (очень, очень тяжёлые мысли), но потом какой-то тщедушный ветер всё-же появился, и к обеду мы добрались до острова Гэлопа и собрались встать там на бочку и, собственно, пообедать. Я даже лихо зашёл на швартовку под парусом, без мотора, но тут-то мы вдруг заметили, что все бочки были без швартовых концов и пришвартовываться было нечем. Не сезон ещё, догадался Штирлиц.
Тогда мы неспеша дошли до острова Ловела неподалёку, встали там на якорь и наконец пообедали. Серёга с Леной поразили меня тем, что даже пошли купаться. Вода у нас в мае очень холодная, я даже и плавок не взял и смотрел на них с большим удивлением.
Сразу после купания как-то вдруг резко похолодало и помрачнело, так что мы пошли обедать в кают-компанию.
Подом пошёл кратковременный дождь, и когда он кончился и мы наконец вылезли наружу, то увидели, что обстановка радикально изменилась: дул самый настоящий ветер, узлов пятнадцать на глаз. Естественно, такому ветру невозможно было не подставить паруса.
Мы неплохо так прошли про проливу под названием The Narrows между островами Ловела и Гэлопа, а оставив острова за кормой, вырвались уже на оперативный простор и помчались прочь из бухты. Я не мог поверить своим глазам. Прогноз продолжал твердить о юго-западном ветре в 5-10 узлов, а ветер под холодным тёмно-серым небом был северным и гораздо более сильным. Мы пошли вдоль северного побережья - на северо-восток, круто к ветру, лодка сильно накренилась, пора было уменьшать паруса, мы смотали стаксель наполовину (а впоследствии поставили риф на грот).
У меня в голове застрял ещё прогноз на следующий день: северо-западный ветер 5 узлов. Так что как-то не хотелось уходить уж очень далеко, а то на завтра не хватило бы ветра, чтобы вернуться.
Так что как-то сама собой сложилась идея идти в город Марблхед и там ночевать. В Марблхеде мы в последний раз
были в прошлом году (причём тогда успели обернуться туда-обратно за день), так что дорогу знали: Северный фарватер из Бостонской бухты до красно-белого бакена «NC», потом около шести миль по компасу до красного бакена №4 и ещё около трёх миль по компасу до красно-зелёного бакена «FR».
Мы делали больше шести узлов, и через час были уже у красного №4. Там-то мы и поставили риф на грот, а то лодка кренилась уже так, что борт почти касался воды. Риф часто даёт неинтуитивный результат: площадь парусов меньше, а лодка начинает идти быстрее. Это потому, что когда она кренится слишком сильно, на пользу ей это не идёт. Лучше уменьшить давление ветра на паруса и слегка её выпрямить.
Ветра столько, что постепенно появляются волны. Возникает ещё один вопрос: а насколько комфортно нам будет ночью? Марблхедская бухта прекрасно защищена во всех направлениях, кроме одного - северо-восточного - и это подозрительно близко к тому, откуда сейчас дует ветер.
В прошлом мае мы с этой же командой тоже пошли с ночёвкой
и усвистели аж в Провинстаун, где провели на якоре весьма неприятную (и, честно говоря, небезопасную) ночь в компании с сильным ветром и сильными волнами.
В Марблхедской бухте бросать якорь негде, она вся заставлена бочками, так что и нам придётся вставать на бочку. При сильном ветре и волнах это безопаснее, чем якорь - с якоря может сорвать, а с бочки вряд ли - но если я опять устрою нам бессонную ночь, то сильно подпорчу себе репутацию, а Лена так просто меня загрызёт. Я и так-то удивлён, что она пошла именно с нами и именно с ночёвкой.
С этими мыслями мы дошли до красно-зелёного бакена «FR», который мы постоянно путаем с зелёно-красным «TR», который дальше от берега, но примерно в том же районе. И на этот раз чуть было не спутали - но вовремя вспомнили про путаницу. После него компас откладывается в сторону и начинается уже визуальная навигация в Салемском заливе. Залив этот - достаточно навороченное место с массой отмелей, скал, островов и островков, но Марблхедская бухта начинается недалеко от входа, и попасть туда трудностей не вызывает.
Марблхед - одно из самых яхтенных мест на восточном побережье США. Там потому и негде вставать на якорь, что она вся забита бочками, чтобы вместить всех желающих. Обычно ещё загодя, только повернув в сторону бухты, видишь плотный лес мачт. А на этот раз леса не было, я даже на секунду решил, что они ещё не открыли сезон. Но нет, при ближайшем рассмотрении оказалось, что и бочки были, и лодки на них, просто гораздо меньше чем обычно.
Ветра в бухте было предостаточно, хотя и немножко меньше, чем снаружи, а вот волн было заметно меньше, и мы решили, что остаёмся. Я стоял за штурвалом и просто ходил туда-сюда между бочек на малой скорости - под мотором, паруса мы уже к тому времени спустили - а моя команда пыталась связаться с каким-нибудь из яхт-клубов, которым принадлежат бочки. Вот, однако, и лоция пригодилась!
Ответ, однако, пришёл неутешительный: «Чужим людям в этом сезоне бочек не сдаём.» - «Почему?» - «Ковид.»
Кроме этого односложного ответа, впрочем, они посоветовали обратиться к начальнику бухты (harbormaster). Оказалось, что у начальника было несколько своих бочек для гостей бухты, но заказать их можно было только по интернету, а никак не по радио и не по телефону. От этого мне тоже стало немножко грустно - ещё один кусочек жизни стал невозможным без смартфона - но команда с интернетом справилась, и скоро мы уже стояли на бочке в ста метрах от причала. Дождь попробовал ещё раз пойти, но в скорости передумал, и на выходе из бухты появился маленький, робкий кусочек радуги. Пока мы надували тузик, в тучах образовалась тонкая щёлочка, через которую клонившееся к закату солнце осветило все лодки в бухте, а радуга становилась всё больше и ярче - прекрасный восклицательный знак нашему дневному переходу.
На тузике мы в несколько гребков доплыли до причала, посмотрели сверху на бухту, погуляли по историческому Марблхеду и вернулись на борт - готовить ужин и пить вино.
Наша «Элиза»
Марблхедская бухта. «Элиза» - слева напротив причала, на жёлтой бочке (фото Серёги)
Улочка в Марблхеде
Ветер и волны стихли, небо потемнело,
Марблхедский маяк зажёгся своим немигающим зелёным цветом. Подальше от него мы идентифицировали бело-красное мигание
маяка острова Бейкера, а вдалеке, на севере, Серёга усмотрел вспышки двух маяков на входе в бухту города Глочестера.
Когда всё встаёт на свои места, и на душе становится спокойно. Таким образом удовлетворённые, мы отправились спать.
День второй
Надо надо сказать, что предыдущей ночью я совершенно не выспался. У моей младшенькой за день до этого закончился семестр, и она вернулась домой на лето. А заодно к нам заехала её подружка, очаровательная Ребекка - перекантоваться до самолёта к себе домой, в город Анкоридж в штате Аляска. За ужином Ребекка рассказала нам о том, как мало в Анкоридже евреев и как она была поражена, оказавшись у нас в университете в полностью еврейской компании, а ещё как она взяла в прошлом году gap year - год между школой и университетом - и провела сначала несколько месяцев на Мадагаскаре, а потом несколько месяцев во Франции. Мимоходом, она спросили знаем ли, почему Анкоридж так называется. Все сказали, что не знают, а я тактично промолчал. (Англ. anchorage - якорная стоянка, одно из моих самых любимых слов.)
Вот, а утром надо было везти прекрасную Ребекку на самолёт, и для этого надо было выйти из дома в пять утра, а встать, соответственно, и того раньше. Поэтому когда море в Марблхеде успокоилось, и мы пошли спать, я наивно рассчитывал наконец выспаться.
Разбудил меня топот команды в пять утра. Ничего себе ранние пташки, подумал я и повернулся на другой бок. Но заснуть толком уже не получилось. Я поворочался полчаса, потом сдался, встал и полез наверх, в кокпит.
Выяснилось, что там был прекрасный восход, и моя любящая команда пыталась меня разбудить, чтобы я мог на него полюбоваться.
(фото Серёги)
К тому моменту, как я (а) вылез и (б) разлепил глаза, солнце уже взошло, но красиво всё ещё было.
Учитывая всё ещё остававшийся прогноз на хилый и при этом попутный - северо-восточный - ветер (а попутный ветер - самый медленный на наших яхтах), мы решили дело не тянуть и выдвигаться сразу после чая-кофе и завтрака. Ветра как раз было достаточно, чтобы сняться с бочки под парусом и не омрачать прекрасное утро хрипами и ароматом дизельного двигателя. Успешно совершив этот манёвр, мы сразу же очутились в узком фарватере на выход из Марблхедской бухты, и там уже повторили наш вчерашний путь сначала в Салемском заливе к красно-зелёному бакену «FR», а потом уже в Атлантическом океане к красному №4. Ветер вполне себе был - далеко не такой, как вчера, но свои 3-4 узла мы делали, и по всему получалось, что в обратно в Бостоне мы окажемся слишком рано.
Далёкий Бостон
Посему решили сначала плыть к маяку Грейвза и потусоваться там. И, конечно, вскорости после этого решения ветер ослаб настолько, что затея потеряла всякий смысл, и мы решили всё-таки двигать в Бостон, но по дороге встать на якорь у острова Большой Брюстер и пообедать.
Маяк Грейвза, до которого мы не добрались
Так и сделали. И, странным образом, как только мы повернули из фарватера к Большому Брюстеру, ветра вдруг стало резко больше, как будто у него открылось второе дыхание, и мы легко и непринуждённо домачались до острова.
К высадке на него команда не проявила никакого интереса; ветер не утихал, и после обеда стало ясно, что надо срочно поднимать паруса. Мы прошли по редко используемому Black Rock Channel, фарватеру Чёрной скалы, потом вдоль Длинного острова, под давно уже несуществующем мостом и прямо во внутреннюю бухту. Там ветер опять сошёл на нет, но мы не могли омрачить путешествия, мотора не включали и очень медленно продвигались к городу. Перед самым концом ветер включился опять, и мы даже заглянули ещё в бывший город Чарльзтаун (ныне район Бостона) посмотреть на их марину и на исторический фрегат USS Constitution времён гражданской войны, самый старый корабль в мире, находящийся на плаву.
И тогда уже пришла пора убирать паруса и причаливать обратно в клубе.
Я, кстати, понял, что хотя несколько раз ходил в Марблхед, никогда там не ночевал. Так что сразу же что-то новое сделали. Конечно, если б знали заранее, какой ветер будет, могли бы и дальше уйти - может даже и в Глочестер! Но тут никогда нельзя быть жадным. Главное хорошо провести время, а не забраться как можно дальше.
И вот время мы провели отлично.
This entry was originally posted at
https://bluedrag.dreamwidth.org/371078.html. Please
comment there using
OpenID.