Продолжение
отсюда.
Захолустные деревушки
Вы, может быть, заметили моё предпочтение диких, нецивилизованных, пустынных якорных стоянок по сравнению с любыми другими. Но это не значат, что мне не понравились и другие стоянки. Очень даже понравились!
Мы посетили две сонные, захолустные деревушки: Каттиханк (единственный большой не-частный остров из Елизаветинских) и Менемшу (на Винограднике Марты). Хотел бы я, чтобы у нас было время их изучить потщательнее и без спешки.
Википедия утверждает, что круглогодичное население Каттиханка - 52 человека, хотя в той же статье упоминается «10 человек», так что пойди разберись - но деревушка очень маленькая, как ни крути.
Менемша чуть побольше, но тоже маленькая. Она вошла в историю мирового кинематографа, когда Спилберг снял там свои «Челюсти».
Обе деревни, хотя и крошечные, очень популярны у мореходов. Я где-то прочёл, что сборы за швартовку составляют четверть бюджета Каттиханка.
Внутренняя бухта Каттиханка («пруд») в медленно рассеивающемся тумане
Из этих двух деревушек Каттиханк - более удалённая; она занимает целый остров, который сам по себе находится на краю местной ойкумены. Формально говоря, «Каттиханк» - название как раз острова. Городок называется Госнольд, по имени Бартоломью Госнольда (157-1607), первого европейского исследователя Трескового мыса и Елизаветинских островов. Википедия приводит картину маслом стоянки Госнольда в Каттиханке.
Госнольд в Каттиханке, 1602. Albert Bierstadt, картина маслом, 1858 (
отсюда)
В Каттиханке - всего пара улиц. Машинами никто не пользуется; все (даже полицейские!) рассекают в тележках для гольфа или просто ходят пешком. Единственный продовольственный магазин закрывается в два часа дня; впрочем, мы пришли в час и всё равно опоздали. Здесь живут по «островному времени» - понятие, которое обычно относится к Карибскому морю, а не к Массачусетсу.
Да, я должен признать что закрытый магазин нас немножко разочаровал - совсем чуть-чуть - но было жутко приятно встретиться с медленной жизнью так недалеко от дома. С другой стороны, единственный в деревне киоск с мороженным был-таки открыт: островитяне явно понимали приоритеты приезжих.
Штаб-квартира Каттиханской полиции и (единственная?) полицейская машина
На сайте нашего яхт-клуба Каттиханк и Менемша описаны очень точно, я бы не смог бы сказать лучше:
«Посещая Каттиханк, сталкиваешься с классическим парадоксом путешествий в отдалённые, некоммерциализованные места: как наслаждаться ими, не разрушая тех самых качеств, которые заставили вас их посетить. Жители этого островного городка, и летние, и круглогодичные, приняли осознанное решение жить за рамками нормальной материковой жизни.
Этот выбор знаком любому моряку, часами идущему против ветра или дрейфующему в штиль вместо того, чтобы включить двигатель».
Дом в Каттиханке
«Менемша - с единственной улицей с маленькими магазинчиками, окружённая пляжами, дюнами, лугами, лесами и бескрайними солёными болотами - создает соблазнительное ощущение края земли. И жители, и гости приходят сюда за тем неспешным, расслабленным расположением духа, который вызывает Менемша».
Бензоколонка «Тексако» напротив марины в Менемше (фото Сергея)
В Менемше мы решили остановиться в «бассейне» (очень хорошо защищённой внутренней бухте) и спрятаться там от ветра, волн, туманов и воображаемых проблем с тузиком. В бассейне этом нет места встать на якорь, и все две бочки были естественно тоже заняты, так что мы решили встать на причал.
Это оказалось самой напряжённой часть всего путешествия. Причал там устроен так: сдаёшь лодку кормой вперёд между четырёх огромных деревянных свай, по две с каждой стороны. Эта конструкция не особенно рассчитана на медленную, совершенно неманёвренную парусную лодку, особенно при сильном боковом ветре. Мы, естественно, как раз и получили сильный боковой ветер, который развернул нас под углом ко всей этой конструкции и пытался прижать к свае. К счастью, наши новые соседи - Сэм и Пегги на пришвартованной рядом моторной лодке - сами предложили помощь. Совместными усилиями мы подтащили лодку к причалу и, при помощи швартовых концов, выровняли между сваями. Уж и не знаю, что бы мы без них делали. Отчаливание на следующий день было ещё сложнее, и Сэм с Пегги нас снова выручили.
На причале между сваями
Мы очень редко швартуемся на ночь к причалу, так что этот опыт был для нас необычным. Жизнь на причале интересна, даже если не считать приключений с причаливанием и отчаливанием. С одной стороны, многолюдно, шумно и с лодки не искупаешься - а мы уже привыкли! А с другой стороны, простота доступа: шагнул на причал, и ты уж «в городе», не надо возиться с тузиком. К сожалению, душ напротив был закрыт из-за ковида, но всё остальное было открыто.
Это я ещё не упомянул про электрическое подключение (которым мы не пользовались) и шланг с пресной водой (наполнили наш бак и помыли палубу). А когда я позвонил начальнику порта узнать, где можно откачать наш септический бак (с отходами из гальюна), на причале вдруг появился молодой человек с большим шлангом, и всё нам откачал - а иначе пришлось бы куда-то идти на моторе и там опять причаливать.
…Ночью, когда все наши громкие соседи утихомирились, и марина уснула, я просто стоял на палубе и наслаждался ночью. В дополнение к ярким звёздам я видел морские огни и слышал морские звуки: колокол и красные и зелёные мигающие огни бакенов фарватера; белые якорные огни на мачтах лодок, стоявших снаружи, в Виноградниковом проливе; далёкие но яркие вспышки маяка на Gay Head, кончике Винограгдника Марты. Это сочетание небесных звёзд и морских огней всегда производит на меня сильное впечатление, как будто я оказался в параллельной вселенной… Но, с другой стороны, я был также окружён и скучными фонарями марины, так что приходилось делать над собой усилие, чтобы поверить в параллельную вселенную.
В общем, как часто бывает в жизни, остановка на причале в марине оказалась интересным опытом со своими плюсами и минусами. Я бы очень хотел, чтобы у нас было больше времени на исследование Менемши и Каттиханка. Увы! Это оказалась в прямом противоречии с нашим желанием продвигаться дальше под парусом.
Проблема в том, что у нас была только неделя, а этого совершенно недостаточно! Дайте мне месяц, тогда я перестану переживать о том, что мы прибываем в прекрасные места вечером только для того, чтобы отбыть на следующее утро, и вместо этого смогу исследовать их неспеша, как они того заслуживают.
Возвращаясь к Менемше: я планировать выдвинуться оттуда рано утром, чтобы застать попутное течение в в Виноградниковом заливе. По моему плану, мы должно были выйти не позже девяти утра. Но когда мы проснулись, всё было в тумане, да и в любом случае команда не была настроена спешить.
Так что мы позавтракали, купили свежей рыбы у рыбаков прямо на причале, и совершили действия по закачке воды и откачке отходов, которые я уже живописал. К одиннадцати - самому последнему времени, когда, с точки зрения течения, мы ещё могли выйти в Виноградников пролив - мы наконец-то завершили все наши дела, и туман рассеялся, как будто его и не было.
Сэм и Пегги помогли нам руками выдвинуть лодку как можно дальше наружу, чтобы я смог на моторе развернуть лодку против ветра до того, как её снесло бы ветром на сваю.
Впрочем в самый последний момент мы совершили одну ошибку, и лодка-таки коснулась сваи бортом, но нежно и без очевидного вреда. «Они мне тут сказали, что сваи - наши друзья, - заметил Сэм. - Не уверен, что могу с эти согласиться».
(Продолжение
здесь.)
This entry was originally posted at
https://bluedrag.dreamwidth.org/357954.html. Please
comment there using
OpenID.