Так вот в жизни сложилось, что после вполне успешно проведённой
недели в январе под парусом в Карибском море я воодушевился и решил ходить под парусом интенсивнее, больше и дальше. Даже и членство в клубе купил подороже.
Но жизнь повернулась другим местом, пришёл вирус и всё закрылось и отменилось.
Поэтому когда неделю назад наш яхт-клуб наконец-то открылся, мне уже было настолько невтерпёж, что я немедленно забацал двухдневное плавание с ночёвкой. Из-за вируса было решено свести размер команды до минимума. Пошли только наиболее проверенные моряки: Лена и Серёга.
Ветер был прекрасен: юго-западный, узлов 15 с порывами. При юго-западном ветре наша география рекомендует идти вдоль южного побережья, а там не так уж много подходящих бухт: Сичуит (20 морских миль) и Плимут (40 миль). Я ещё до выхода связался с маринами в обоих местах и уточнил, что они уже открылись (на случай, если нам понадобится взять бочку на ночь).
Лодка по имени «Камилла» (Beneteau 36.7) у нас была шустрая, делала больше шести узлов (а по максимуму так и больше семи), и было ясно, что Сичуит для нас слишком близко. Мы в любом случае решили направится к
маяку Майнот - он и сам собой прекрасен, и более-менее по дороге куда угодно на юг - а там уже и решить.
А ещё в прогнозе были ливни, грозы и туманы, но они не произошли, и мы про них и думать забыли.
К полудню мы уже были у Майнота. Тут выяснилась ещё загвоздка: ветер был скорее южным чем юго-западным, и Плимут был теперь от нас на юге. К нему пришлось бы долго и упорно прорываться галсами, и потому он сразу потерял свою привлекательность.
За весь день нам встретилось всего две-три яхты. Этот катамаран со свистом пролетел мимо Майнота нам навстречу и скрылся за кормой
Тут Серёга возьми и скажи: «А не рвануть ли нам в Провинстаун?» Я как-то сначала решил, что он прикалывается, а потом смотрю - нет, вроде всерьёз. И действительно, у этой идеи были свои достоинства: во-первых, Провинстаун - кончик Трескового мыса - это круто. Во-вторых, хоть до него и дальше чем до Плимута (миль 45 из Бостона), при таком ветре было бы быстрее. Ну и вообще.
То, что нам придётся пересечь довольно большой кусок воды - Залив Трескового мыса - и часами идти вне видимости суши, казалось тогда плюсом, а не минусом.
Ну я и согласился.
В целом план даже и осуществился, но не без проблем. Ветер крепчал, мы ставили рифы на грот (сначала первый, потом второй) и всё больше и больше сворачивали стаксель. Где-то на уровне Плимута (но уже довольно далеко от него на восток) у нас порвался jib furling line - конец, которым мы собственно и сворачивали стаксель. Мы кое-как связали концы порванного конца вместе, но осадок остался. К этому времени волны в заливе усилились, и нас с Леной уже заметно укачало, так что принимать адекватные решения становилось всё сложнее. И - самое главное - примерно тогда же к нам подкрался туман.
Туман, с моей точки зрения, - самая дрянная погода для мореплавания. То есть, наверное, ураган - ещё более дрянная погода, но ураганы у нас бывают раз в несколько лет, а вот туманов хоть ложкой ешь. И вот чего я не учёл. Когда идёшь рядом с берегом, туман совершенно очевиден. Чем хуже видно берег, тем сильнее туман.
А вот в открытом море его особо и не заметно. Идёшь, и вокруг тебя одна вода. Когда вдруг осознаёшь, что видимость-то несколько сот метров, уже влип.
В этот момент, наверное, надо было срочно поворачивать и пытаться прорваться в Плимут, а то даже и вернуться в Сичуит.
Но мы этого не сделали, и продолжали с упорством следовать в Провинстаун.
Часами мы рулили по компасу, хотя держать точный курс при сильном ветре и сильных волнах было затруднительно. Я планировал увидеть Провинстаун издалека, в первую очередь башню Пилигримского монумента высотой 107 метров над уровнем моря, но не было видно абсолютно ничего. Поскольку в тумане традиционная навигация невозможна, мы поступились принципами и включили чарт-плоттер с GPS’ом. Оказалось, что мы были уже рядом, просто нас снесло немного в сторону ветром и волнами. (А не заметили бы и продолжали бы идти прямо - оказались бы в Африке.)
Особо много времени мы на этом не потеряли, но пришлось обходить самый кончик Провинстауна. Там мы впервые увидали землю, призрачный в тумане маяк Мыса течений, а потом потеряли обратно, пока не вошли наконец в Провинстаунскую бухту и не прошли её до конца.
«Земля!» Первый вид на Тресковый мыс: маяк в тумане (фото Лены)
Я люблю Провинстаун - красивый, весёлый, тёплый и странный курортный городок. На этот раз он был совсем другим: мрачным, туманным, продутым ветрами и волнами. Dreadful place, - сказала впоследствии Лена. Кошмарное место. Провинстаунская бухта, большая и открытая на юг, особой защиты от ветра и от волн предоставить нам не могла.
Учитывая ситуацию, мы решили с якорем не заморачиваться, а встать на бочку. Увы, наши попытки связаться с мариной и с другой конторой, заведующей бочками - и по радио, и по телефону - ни к чему не привели. Не открылись они ещё, что ли? Вот как раз с ними-то я заранее не связывался.
В общем, в сложившейся ситуации мы решили, что нам ничего не остаётся, как вставать на якорь. Дело близилось к ночи. Как велела лоция, мы отправились к другой (северной) стороне волнореза и стали бросать якорь. Это тоже получилось не сразу: сначала мы умудрились намотать якорный трос на киль (по крайней мере, мы думаем, что это был киль) и пришлось повозиться, чтобы распутаться; потом просто якорь не держал. С третьей попытки всё же встали - и приняли волевое решение считать, что якорь держит. Но я всё-таки оставил чартплоттер в кокпите включённым, чтобы было очевидно, не сносит ли нас куда.
На моё предложение надуть тузик и отправиться на берег команда ответила недоумёнными взглядами. Между тем пошёл, наконец, холодный дождь и опустилась тьма.
Серёга сварил на ужин макароны с сосисками, и порывался достать ром, но мы с Леной ни есть, ни пить были категорически не в силах. Я пошёл в каюту и рухнул, не раздеваясь.
Когда мы вставали на якорь, казалось, что ветер с волнами немного поутихли. Ночь показала, что это не так. «Как в стиральной машине» - прокомментировала Лена утром. Спать было невозможно; может часа два за ночь и проспал. Когда я как-то, часа в два-три ночи, вышел на палубу с инспекцией, картина произвела на меня сильное впечатление. Береговые огни мутно виднелись в тумане; сильный южный ветер, порывами свистевший в вантах, развернул лодку к берегу; чёрные волны неутомимо бежали по чёрному морю и тоже толкали нас к берегу. В общем, идеальная иллюстрация того, как не надо стоять на якоре. Бери и вставляй в учебник по мореплаванию. Ну хоть якорь мы всё-таки поставили хорошо, и он нас удержал: утром мы всё ещё были на том же месте, а не лежали на мели у берега.
Утром мы с Леной посмотрели друга на друга и сразу поняли, что завтракать опять не будем. Серёге же было всё нипочём, и он пошёл делать себе кофе. Мы с Леной выбрались в кокпит - снаружи всегда легче - и обнаружили, что туман чуть-чуть рассеялся, и было смутно, но видно кусочек берега и волнорез, у которого мы стали на якорь. А когда Серёга минут через двадцать присоединился к нам, довольный жизнью, туман сомкнулся пуще прежнего, и берег полностью исчез. А ведь до него было-то всего метров семьсот! Так, по-моему, Серёга Провинстауна и не увидел. Наверное, думает, что его не существует. Да, и башню Пилигримского монумента, которую должно было быть видно за 25 миль от Провинстауна, так ни разу и не увидели.
В общем, оставаться на месте не имело смысла: нам предстояла длинная дорога домой, да и ветер, судя по прогнозу, должен был утихнуть во второй половине дня.
Мы снялись с якоря, поставили паруса с глубокими рифами, более-менее повторили вчерашний маршрут наоборот: из бухты вокруг мыса, потом многочасовой переход по компасу к маяку Майнот. Туман потихоньку рассосался (ну, или мы из него вышли); ветер подутих, так что рифы были сняты один за другим; выглянуло солнце; и даже комок в горле стоял уже не так горько.
И тут мы увидели китов! Я лично вообще впервые в жизни. Они были на некотором отдалении, и сфотографировать их не удалось, но что киты - это точно: мы видели и характерный хвост, и спины, и даже «фонтан» (который, как оказывается, вовсе даже и не фонтан, а облако пара, которое конденсируется, когда кит выдыхает тёплый воздух из своих лёгких). В прошлом году я два раза видел под парусом дельфинов, теперь вот китов - дивны творения твои, Господи.
Потом ветер вдруг отключился, и мы шли около часа под мотором, пока не
дошли до Майнота. Ветер включился опять, и мы под парусами вошли в Бостонскую бухту. Важно было войти под парусами.
Прошлое путешествие в Провинстаун было романтичным и медитативным, а это вот оказалось мазохистским и безбашенным. Но что характерно, уже на следующий день все страдания забылись, а осталось глубокое удовлетворение от хорошего, годного приключения.
Нужно ещё.
* * *
Приблизительная карта нашего маршрута из Бостона в Провинстаун. Расстояния размечены в сухопутных милях; в морских милях получается примерно 48.
This entry was originally posted at
https://bluedrag.dreamwidth.org/354904.html. Please
comment there using
OpenID.