Еще вдогонку о
Негеве.
Ночевали в Мицпе-Рамоне - маленьком городишке на самом краю Махтеш-Рамона, где по улицам, никого не стесняясь, ходят горные козлы, и многочисленные таблички призывают их не кормить.
«Махтеш» обычно переводят как «кратер», но это уникальное геологическое образование, похожее скорее на каньон, чем на кратер (образовалось в результате эрозии, а не удара метеорита или вулканической деятельности). Махтешей в мире всего несколько штук, все в Израиле (в Негеве) и на Синае.
Название «Рамон» происходит от слова «Рим». Через Махтеш-Рамон проходила древняя набатейская Дорога благовоний (Incense Road), по которой везли специи (и прочие товары, конечно) из Индии, Африки и Аравии в средиземноморские порты. Гуляя по Рамону, мы наткнулись на развалины древнего набатейского перевалочного пункта (караван-сарая) на этой дороге.
Когда римляне присоединили эту территорию к своей империи, они унаследовали и торговую дорогу, которая стала называться Римской. Отсюда и название махтеша.
Переночевав в Мицпе-Рамоне, с утра отправились в информационный центр. Я изначально планировал начать спуск в махтеш прямо оттуда, но они меня отговорили и посоветовали вместо этого сесть в машину, съехать по ней вниз в махтеш, и начать путешествие от кемпинга в вади Гваним. Так мы и сделали.
![](http://bluedragon.andrewz.org/public/israel/wadi-gvanim-map.jpg)
(Более полная карта в лучшем разрешении -
тут.)
Маршрут получился часов на пять, совершенно прекрасных часов, ощущение от которых я и пытался передать в
предыдущей заметке. Там, по дороге, мы и наткнулись на развалины караван-сарая.
Вот ещё одна фотография оттуда (если приглядеться, на ней можно найти моего батюшку).
Я, грешным делом, думал, что горы и скалы потрясающих цветов и форм - это специфика Рамона. Но потом мы пошли гулять в Тимну, и там этого добра было ничуть не меньше.
Если Рамон исторически связан с набатеями, то Тимна - с древними египтянами. Здесь у них были медные копи. Они, при помощи местных жителей, добывали в Тимне медную руду, на месте плавили и отправляли готовые слитки меди обратно в Египет. Всё это продолжалось многие сотни лет; пик производства был в 12-10 веках до н.э.
Не знаю, какой тогда в Тимне были климат и природа, но сейчас кажется, что египтяне добывали медь на Марсе.
***
Все фотографии - плёночные, на старую добрую «Смену-8М» (плёнка Kodak Ektar 100). С ней связана такая занятная история.
Кроме наших прекрасных одиноких прогулок по пустыням, один раз мы пошли в организованный русскоязычный поход по Иерусалимскому лесу. Настоящий лес, прекрасный и зелёный, ничего общего с пустынями, и толпа наших бывших соотечественников, ломящихся через чащу напролом.
На одном из привалов я достал свою Смену, и какой-то дядя это заметил.
- Ой, что это?! Да неужели Смена-8М?! Да у меня была такая же в детстве!
Услышав это, подошёл ещё один.
- Я слышал, это Смена-8М? Да не может быть! Это же был мой первый фотоаппарат!
И ещё один подошёл. И ещё.
Довольно скоро почти все мужчины собрались вокруг меня, и смотрели с немалым уважением. А все женщины смотрели на них с полным непониманием.
Потом ко мене подошла девушка Люба.
- Простите, а чем так хороша эта ваша Смена-8М?
- Если коротко, то ничем, - честно ответил я.
Люба отошла в полном недоумении.
Но потом, проявив фотографии, я подумал, что зря я так обидел свою Смену. Очень неплохо получилось для пластиковой коробочки за 13 рублей, выпущенной тридцать лет назад в несуществующей стране.