Feb 07, 2015 18:29
В молитве Амида, которую религиозные евреи читают три раза в день, Бог называется «ниспосылающим росу» (примерно с апреля по сентябрь) или «насылающим ветер и ниспосылающим дождь» (примерно с сентября по апрель). Наверное, очень древние слова, потому что в них, очевидно, отражён климат Израиля, не имеющий ничего общего с нашими широтами. Когда за окном сугробы с меня ростом, я принципиально читаю מוריד השלג - «ниспосылающий снег».
* * *
…Написав (впервые в жизни по-русски) слова «насылающий ветер» , я вдруг вспомнил свою любимую «Школу для дураков» Саши Соколова. Ведь у него там есть загадочный и таинственный персонаж - Насылающий Ветер: …тот самый, кого в посёлке знали под именем Насылающий Ветер. Точнее сказать, н е з н а л и. Никто даже не видел этого человека, его, возможно, и не существовало вовсе. Но вечерами, после купания в пруду, дачники сходились на застеклённых верандах, рассаживались в плетеных креслах и рассказывали друг другу разные истории, и одной из них была легенда о Насылающем. Одни утверждали, будто он молод и мудр, другие - будто стар и глуп, третьи настаивали на том, что он средних лет, но неразвит и необразован, четвертые - что стар и умён. Находились и пятые, заявлявшие, что Насылающий молод и дряхл, дурак - но гениален. Говорили, будто он появляется в один из самых солнечных и тёплых дней лета, едет на велосипеде, свистит в ореховый свисток и только и делает, что насылает ветер на ту местность, по которой едет.
Практически сатира на религию, этот абзац. Неожиданная для меня идея, что Насылающий Ветер - это Бог, причём в не в аллегорическом, а в самом прямом смысле, Бог, интимно близкий людям (ездит на велосипеде по дачному посёлку) и Бог карающий (в словах пророка его, учителя географии Павла Норвегова): Ибо чего убоюсь перед лицом вечности, если сегодня ветер шевелит мои волосы, освежает лицо, задувает за ворот рубашки, продувает карманы и рвёт пуговицы пиджака, а завтра - ломает ненужные ветхие постройки, вырывает с корнем дубы, возмущает и вздувает водоёмы и разносит семена моего сада по всему свету … Дайте мне время - я докажу вам, кто из нас прав, я когда-нибудь так крутану ваш скрипучий ленивый эллипсоид, что реки ваши потекут вспять, вы забудете ваши фальшивые книжки и газетёнки, вас будет тошнить от собственных голосов, фамилий и званий, вы разучитесь читать и писать, вам захочется лепетать, подобно августовской осинке. Гневный сквозняк сдует названия ваших улиц и закоулков и надоевшие вывески, вам захочется правды. Завшивевшее тараканье племя! Безмозглое панургово стадо, обделанное мухами и клопами! Великой правды захочется вам. И тогда приду я. Я приду и приведу с собой убиенных и униженных вами и скажу: вот вам ваша правда и возмездие вам. И от ужаса и печали в лёд обратится ваш рабский гной, текущий у вас в жилах вместо крови. Бойтесь Насылающего Ветер, господа городов и дач, страшитесь бризов и сквозняков, они порождают ураганы и смерчи. Это говорю вам я, географ пятой пригородной зоны, человек, вращающий пустотелый картонный шар. И говоря это, я беру в свидетели вечность.
С другой стороны, вполне возможно, что это просто почтальон Михеев, развозящий на велосипеде письма по дачному посёлку - «Михеев и есть тот самый, кого в посёлке знали под именем Насылающий Ветер». А Норвегов-то всегда был не вызывающим доверия типом, всюду ходил босиком, как можно доверять такому человеку?
Вопрос веры.
jewish,
quote,
sokolov,
bike