Тлён

Dec 18, 2014 22:56

Продолжаю перечитывать Борхеса.

* * *

Станислав Лем в своём футурологическом труде «Сумма технологии» подробно исследует тему виртуальной реальности. По мере развития технологии, рассуждает он, виртуальная реальность станет неотличимой от реальной реальности (например, посредством подачи сигналов непосредственно в мозг). В такой ситуации, ( Read more... )

borges, lem, book

Leave a comment

Comments 7

parf_al December 19 2014, 14:54:15 UTC
А фильм Inception не смотрел? Он как раз об этом. Там еще и время замедляется на каждом следующем уровне. И когда молодые любовники, прожив долгую счастливую семейную жизнь на четвертом уровне, возвращаются в свои молодые тела в реальности, им уже и нечего сказать друг другу.

The Matrix опять-таки.

(Это Антон, Саша такое не смотрит :-) )

Reply

bluedrag December 19 2014, 15:50:16 UTC
Да, я смотрел и Inception, и Матрицу, и Тринадцатый этаж, и Шоу Трумэна, и даже Конгресс. Но всё-таки давай не будем сравнивать Божий дар с яичницей, а Борхеса (и даже Лема) - с Ноланом и братьями Вачовски.

Reply

parf_al December 19 2014, 17:22:46 UTC
По-моему, как раз интересно посмотреть, как идеи развиваются и переосмысливаются со временем, пусть даже режисерами и сценаристами и со спецэффектами. После Матрицы Nick Bostrom написал "Are You Living in a Simulation?", вполне серьезная работа. Я думаю, тут одни идеи рождают другие.

Reply

bluedrag December 20 2014, 00:49:41 UTC
(Тут можно ещё вспомнить фильмы Eternal Sunshine of the Spotless Mind и Total Recall по рассказу Филипа Дика We Can Remember It for You Wholesale.)

Послушай, я с удовольствием поговорю об идеях. Взять, скажем, идею, что мы живём в компьютерной симуляции (это, кстати, идея не Матрицы, а Тринадцатого этажа). Ровно та же идея описывается в рассказе Лема «Странные ящики профессора Конкорана».

Ты просто посмотри на даты! «Тлён, Укбар, Orbis Tertius» - 1940 г., «Странные ящики профессора Конкорана» - 1960 г., «We Can Remember It for You Wholesale» - 1966 г., «Алиса в Зазеркалье» - 1871!

Конечно, все эти современные фильмы ужасно вторичны. Я понимаю, как можно обсуждать в них кинематографию, но философию?

Reply


strvt December 19 2014, 22:03:55 UTC
Многие из своих знаменитых рассказов Борхес написал в сороковых годах, во время войны. За, пожалуй, единственным исключением (прекрасный рассказ «Тайное чудо») он либо полностью игнорирует войну, либо отзывается о неё достаточно пренебрежительно (как в «Смерти и компасе»: «три года войны в Карпатах»).
Тут надо вспомнить, что жил он в эти годы в Аргентине. И земля тогда всё ещё была очень большой. Я не уверен, что для него эта Европейская война действительно была тогда чем-то значительным.

Reply

bluedrag December 20 2014, 00:51:52 UTC
Это, безусловно, так.

Хотя, интересный факт: Первую мировую войну Борхес провёл в Европе, потому что приехал туда с родителями в 1914 г., они застряли и не могли вернуться. Так что мог бы и понимать, что такое Мировая война.

Reply


Leave a comment

Up