Сделало мне утро. О плохих-хороших героях.

Sep 05, 2013 10:31

Совершенно гениальное рассуждение тёзки - великолепного историка и аналитика Дениса Бедника.
Сделало мне утро.
Для тех, кому интересно.

У американцев есть такой тип героя : плохой-хороший. В основе американской культуры кальвинизм, а в кальвинизме есть понятие wicked people - это теологическое понятие, проклятые грешники короче. И что бы они не делали - их все равно на колбасу.

Восходит к изречению Августина о том, что праведнику принадлежит весь мир, а грешнику в этом мире нет и обола. Положение очень дремучее и средневековое. Но в США почти все сюжеты об этом. Именно этот аргумент еще до кальвинизма позволял рыцарям считать себя избранной кастой и вмешиваться в дела других людей, потому что там они усмотрели грех и несправедливость. Однако уже в средневековье ставился вопрос о границах такого права. Эта дискуссия о том как языческое понятие virtus переходит в христианское понятие donum прослеживается с XII века, хотя апогея достигла накануне ренессанса.

Кальвинизм решил этот вопрос более однозначно. Праведные люди в итоге могут свергать тирана, то есть в кальвинизме в значительной мере оправдывается самосуд. Например свержение власти английского короля, или же суд Линча в США.

Но еще больше а американской цивилизации образующими являются герои, которые берут на себя ответственность и сами вершат суд и расправу.

Из более новых можно сравнить фильмы "Киллер Джо" и "Семь психопатов". Фильмы об одном и том же.
Хотя "Киллер Джо" сложнее, но там этот кальвинистский принцип даже четче. Поскольку героев в фильме меньше. Киллер Джо в принципе положительный герой. Точнее фильм построен как выборы. Выбор остается за зрителем, но большинство выберет киллера Джо, который связался с проклятой семьей и повел себя как рыцарь, пусть и под покровом обычной абсурдной жизни. Кстати, его брак на этой нимфетке, при всей абсурдности ситуации разрешал проблемы этого придурка, который вместо того, чтобы понять, что этот брак ему выгоден, навел на него пушку. И сосать он тетке дал не член, а куриную косточку. Я вовсе не защищаю эту культуру. Я просто объясняю ее принципы, которые кстати позволяют им вмешиваться в жизнь других стран. Это религиозные принципы, которые пережили саму религию, поскольку воздаяние здесь - на земле, очень весомый аргумент для большинства людей.
Касательно "Семи психопатов", то там этот мотив не столько размыт, сколько размножен. Таких принципиальных убийц в фильме несколько.
Автор "Семи психопатов" кстати европеец - ирландец. И у него есть европейский фильм на ту же проблематику, но совсем с другим идейным содержанием. Там на первый план становится не эффективное воздаяние, а комплекс вины и связанный с виной процесс искупления, который растягивается на весь фильм и даже остается за кадром. Американцы не стали бы посвящать такой теме целый фильм. "Залечь на дно в Брюгге"
Previous post Next post
Up