Вчера не брал в руки пера - болел. Однако много думал и, как это часто случается, когда размышляешь на какую-то тему - находил в различной, нетематической литературе и кино множество интересных мыслей, которыми можно дополнить моё изложение темы.
Итак, кратко о предыдущем. Нас учат, что рынок в 1929 самоликвидировался. Без внешнего вмешательства. Однако мы пришли к выводу, что основным виновником было государство. Сложность была также и в том, что практически отсутствовал опыт противодействия этому кризису, так как он был совершенно не похож на предыдущие (а США их знала и не так уж мало). Кризис мог бы закончиться за 2-3 года, а то и не быть более страшным, чем предыдущий ему, длившийся несколько месяцев и подробно описанный Драйзером. Однако правительство старательно продлило его на 10 лет.
Как мы помним, президентом в тот момент был Г.Гувер - сторонник "постоять в стронке и посмотреть на экономику".
Перед тем, как мы перейдём на личности, стоит поговорить о кризисе американского сельского хозяйства, который был вызван, так называемым, тарифом Фордни-МакКамбера (Fordney McCumber, если кто будет интересоваться), принятым в 1922 году. Казалось бы - благая мысль - поднять сельское хозяйство, которое испытывало проблемы после окончания Первой Мировой. Американцы, как это водилось и водится, наживали деньги на войнах других. Во время ПМВ экспорт сельскохозяйственных товаров был необычайно высок, высока была и цена. Однако в 1921 году страны Европы уже пришли в себя и не потребляли такого количества товаров. Излишек же, который раньше шёл на экспорт не мог быть поглощён внутренним рынком США. Назревала стагнация рынка и, как это уже было замечено в обсуждении предыдущей части - излишек порождает кризис. Отсюда и закон, который поднял американскую ставку тарифа "ад валорем" до среднего числа приблизительно 38.5 процентов для подлежащего обложению импорта и среднего числа 14% повсюду.
Однако против него выступила масса людей. Генри Форд был возмущён и говорил, что американский автопром не нуждается в защите. Приводились забавные цифры. Казалось бы - покупательная способность выросла. Однако "стоимость ремня безопасности выросла от 46$ в 1918 до 75$ в 1926". Фермеры были недовольны, а сенатор от демократической партии Дэвид Уолш говорил, что фермер также не нуждается в защите, так как всецело зависит от иностранного рынка, чтобы продавать излишки. Сенатор указал, что в течение года прожиточный минимум поднялся выше всех норм. Стоимость еды поднялась на 16,5% в Чикаго и почти на 10% - в Нью-Йорке. Фермерское же хозяйство теряло около 300 миллионов ежегодно из-за этого тарифа.
Это было важное отступление, однако вернёмся же к 1929 и правительству Гувера.
Франклин Делано Рузвельт - противник Гувера на выборах 1932 года резко критиковал своего оппонента. Он не считал его таким уж приверженцем стратегии невмешательства. Рузвельт говорил о чрезмерных расходах, высоких налогах, увеличении внутреннего долга, а также уничтожении коммерции и, буквально, создании "армии безработных". Он обвинял президента в "бездумном и экстравагантном расходовании средств", в "стремлении централизовать контроль и власть в Вашингтоне", и том, что Гувер руководит "самой нерачительной администрацией в истории". Член аппарата Рузвельта - Джон Гарнер сказал тогда историческую фразу о том, что Гувер "ведёт страну на путь социализма". (Time)
Интересно то, что несмотря на то, что это были предвыборные речи, а они всегда крикливы, грязны и скандальны - Рузвельт и Гарнер были абсолютно правы.
Самой большой и "фирменным" идиотизмом был тариф Смута-Хоули. Как известно - благими намерениями... Однако опыт тарифа Фордни МакКамбера ничему не научил и правительство пошло дальше. По этому закону были повышены тарифы на ряд товаров, которые подлежали обложению таможенными пошлинами (887 товаров, а список, подлежащих обложению расширен до 3218). Пошлины на сельскохозяйственную продукцию выросли с 20 до 34%, на алкогольную - с 36 до 47%, на шерсть и изделия из шерсти - с 50 до 60%. Главной же особенностью тарифа было то, что пошлины расчитывались не в процентах, а в конкретной денежной сумме.
Несмотря на Депрессию, тут же возникла масса анекдотов. Как это водится, люди смеялись абсолютно надо всем. И были правы. Налог был введён даже на кислую капусту: впервые в истории Земли. Налогом не облагались только пиявки и скелеты: вероятно это политическая подачка Американской медицинской ассоциации. И так далее.
Тариф Смута-Хоули нанёс массированный удар по экономике США. Пошлины на льняное масло и казеин ударили по лакокрасочной промышленности. Фабрики, которые производили дешёвую одежду из импортной регенерированной шерсти и давали работу почти 60.000 человек не смогли продолжать дело после поднятия пошлин на 140% и почти все эти люди остались без работы.
Есть ощущение, что правительство считало, что импорт прекратится и американцв будут вынуждены покупать больше отечественных товаров и, как следствие - давать работу людям, оживляя рынки труда и производства. Однако они не знали одного из главнейших принципов международной экономики - это ВСЕГДА улица с двухсторонним движением. Это озвучивал и герой Драйзера в его романе "Финансист". "Если иностранцы не могут продать свои товары у нас, то они не могут заработать доллары, которые нужны им для того, чтобы покупать наши товары". Государство не может отказаться от импорта, не отказавшись от экспорта.
Вот так, одним взмахом пера, президент закрыл почти треть сельскохозяйственного рынка. "Око за око, зуб за зуб" - так как повышение цен на импорт нанесло удар по компаниям-экспортёрам в Европе, государства предприняли ответные шаги и ввели свои собственные пошлины. Эгоцентричное, как всегда, правительство США этого, по-видимому, не учитывало. Продавать товары стало сложнее - урезаем импорт американских товаров. Падение цен на продукцию вызвало массовые банкротства фемеров. Для примера - в 1929 году бушель зерна стоил 1 доллар, а в 1930 году - 30 центов. Когда я просматривал эти цифры, меня не покидало ощущение, что Гувер уничтожил сельское хозяйство намеренно. Это просто невозможно было сделать случайно. Кстати, такие обвинения ему выдвигались.
Интересный факт - гораздо выгоднее было производить из этого зерна виски, так как всё это происходило во времена царившего в США Сухого Закона. Однако и таких счастливчиков было немного - гораздо дешевле, проще и безопаснее было производить алкоголь в Мексике.
Крах сельского хозяйства потащил за собой разорение сотен провинциальных банков и сотен тысяч их клиентов. С 1930 до 1933 в США закрылось 9.000 банков. Фондовый рынок, который только-только поднял голову из окопов после "Чёрного Четверга" получил снайперский выстрел в голову. В день подписания закона Смута-Хоули он упал на 20 пунктов и падал безостановочно последующие два года (!!!). Если взять пик, как я уже говорил в предыдущей части, 3 сентября 1929 (381 пункт), то минимум был 13 ноября 1929 - 281 пункт, затем подъём и непрерывное падение вплоть до 41 пункта.
Вновь, до рекорда в 381 пункт индекс Доу Джонса вырастет только через 25 лет!
Глобальный результат. Макиавелли учит нас - тактика -> стратегия -> политика -> экономика. Это "пищевая цепочка" управления нашим миром.
Сокращение мировой торговли стало одной из причин Второй Мировой Войны. В 1929 году страны должны были 30 миллионов США. Вермайрская республика скрипела под гнётом обязательств Версальского договора. Когда из-за закона Смута-Хоули бизнесмены не смогли продавать свои товары на американском рынке, оборот сильно упал, а выплачивать обязательства стало ещё сложнее, это тут же открыло уши для таких радикальных демагогов, как Адольф Гитлер.
"Когда границы закрываются для товаров, их открывают армии".
Вот как падала внешняя торговля за эти годы. Цифры оцениваются очень легко:
Вы всё ещё считаете, что Гувер был сторонником политики невмешательства? :)
У меня есть ещё факты. Гувер продолжал и продолжал планомерно разрушать экономику. После того, как биржа в очередной раз упала и забилась в агонии, он в течении продолжительного времени встречался с ведущими работодателями, призывая их искусственно поддерживать заработную плату на прежнем уровне.
То ли с нашей колокольни сейчас это выглядит гораздо проще, а тогда была паника, смятение и затуманенный взор; то ли действительно администрация Гувера обладала какой-то особой, неповторимой гениальностью. Но если мы посмотрим, даже поверхностно, на цифры, то увидим, что цены на потребительские товары упали на 25%, а заработные платы снизились на 15%.
Что это означает - разложу по полочкам. Цены упали, зарплата - нет. Следовательно во временном графике зарплаты выросли. Повышение оплаты труда - это один из составляющих фактической стоимости бизнеса. Отсюда мы получаем удорожание рабочей силы, что в условиях кризиса вызвало новую волну безработицы.
Всё просто, не так ли? :)
Гувер снизил налоги для неимущик, однако "не предложил стимулов инвестировать в новые заводы для создания рабочих мест". Более того - были обложены налогами банковские чеки, что "ускорило снижение доступности денег, поскольку людям стало невыгодно выписывать чеки" (Швайкарт). В сентябре 1931 года, когда ФБ лежала в реанимации, а экономику страны туда везли, ФРС произвела "крупнейшее повышение процентной ставки в истории" (Ибид). "За четыре года объём банковских вкладо сократился на 15% и всю первую половину 1932 года продолжалось масштабное сокращение денежной массы (Рид).
Вам мало? Это ещё не всё. Бедных американцев ждало самое большое повышение налоговой ставки в истории мирного времени. Подоходный налог увеличился вдвое. Для самых крупных налогоплательщиков, фактическое увеличение налогов было с 24 до 63%. Также были отменены льготы, повышены корпоративные налоги. Вырос налог на недвижимосить, бензин, автомобили. Выросли также и почтовые тарифы.
Подведём итоги. К 1933 году эта комедия породила следующие цифры:
1. Уровень безработицы вырос до 25%
2. По отдельным городам:
- Кливленд 50%
- Толедо - вообще непостижимая цифра - 80%!!!
- по южным щтатам - 40%.
3. Снижение прибыли и безработица вызвала вал запросов на субсидии по безработице - как следствие разорение муниципалитетов.
4. В Нью-Йорке закрылись школы, долг перед учителями составил 20.000.000$
5. Закрылось около 1,5 тыс колледжей.
6. Книжная идустрия рухнула - за целый год библиотеки Чикаго не приобрели ни одной книги.
В заключение. Гувер , как я уже говорил, резко увеличивал расходы государства на субсидии по безработице. Он выделял сотни миллионов на сельское хозяйство и при этом опустошал их карманы тарифом Смута-Хоули. Бессмысленная и беспощадная Reconstruction Finance Corp. (кстати, засветившаяся даже в "Дике Трейси") раздавала доллары направо и налево, стараясь субсидировать бизнес, вести который легально стало невыгодно.
"Рексфорд Гай Тагвелл (Tugwell), один из архитекторов политики Рузвельта в 30-е годы, объяснял несколько десятилетий спустя: «Тогда мы в этом не признавались, но практически весь "новый курс" был экстраполяцией программ, начатых Гувером" (Ибид).
На сегодня всё, ждём третьей части - о приходе к власти Рузвельта и как этот человек "гениально" вывел страну из кризиса, продлив его ещзё на 8 лет.
А это вам на закуску:
Пресловутые Хоули и Смут:
И очередь безработных за бесплатным супом и кофе. Вглядитесь в лица.