Уровень и природа аутического интеллекта (часть 1 из 2-х)

Dec 09, 2015 07:05

Оригинал взят у vorona_1 в Уровень и природа аутического интеллекта (часть 1 из 2-х)
Мишель Доусон, Изабель Сульер, Мортон Энн Гернсбахер и Лоран Моттрон

Аннотация: Предполагается, что аутисты характеризуются когнитивными нарушениями, а их сильные когнитивные стороны (например, при выполнении задания "кубики Коса") часто интерпретируются как низкоуровневый побочный продукт высокоуровневых дефицитов, но не как прямое проявление интеллекта. Недавние попытки идентифицировать нейроанатомические и нейрофункциональные знаки аутизма позиционировались на этом всеобщем, но непроверенном предположении. Поэтому мы оценили широкую выборку из 38-ми аутичных детей по превосходному тесту подвижного интеллекта - прогрессивным матрицам Равена. Их показатели были по процентилям в среднем на 30 пунктов, а в некоторых случаях - более чем на 70 пунктов выше их показателей по Шкалам интеллекта Векслера. Типично развивающиеся дети из контрольной группы не показали такого разрыва, и подобный же контраст наблюдался, когда выборку аутичных взрослых сравнили с выборкой неаутичных взрослых. Мы делаем вывод, что интеллект аутистов недооценивается.


Аутизм определяется атипичными коммуникацией, социальным взаимодействием, интересами и маннеризмами тела. Когда Каннер (1943) изначально кодифицировал явление аутизма, он спрогнозировал, что у аутистов "великолепная память… и точное собирание сложных структур и последовательностей предвещает хороший интеллект" (стр. 247). Однако более формальные измерения в эпидемиологических исследованиях поместили существенный процент аутистов в диапазон, определяемый как умственная отсталость (например, 40% в Baird et al., 2000; от 25% до 64% в Kielinen, Linna, & Moilanen, 2000).

Предположение о когнитивных нарушениях у аутистов пронизывает популярную и научную литературу. Те аутисты, которые считались минимально вербальными и невербальными (т.е., те, у которых были серьёзные проблемы со свободной речью), считались имеющими наибольшие когнитивные нарушения; отнесение таких лиц к "низкофункционирующим" является общим местом. И хотя стало бестактным называть аутистов с исключительными способностями "идиотами-савантами", выдающиеся результаты аутистов часто считались побочным эффектом аномального нейроанатомического функционирования, а не отражением подлинного человеческого интеллекта (Hobson, 2002). Мы эмпирически исследовали эти преобладающие концепции, чтобы лучше понять уровень и природу аутического интеллекта.

Тесты интеллекта играют видную роль в исследованиях аутизма и клинической практике. В исследованиях показатели тестов на интеллект служат как переменные при установлении соответствия между группами участников, как одновременно изменяющиеся переменные (когда предварительное установление соответствий было неэффективно), а также, в качестве меры результатов, используются для эмпирического тестирования различных терапий. В исследованиях и клинической практике интеллект аутистов чаще всего измерялся по выполнению тестов на базе тестов интеллекта Векслера (Mottron, 2004).

Например, Шкала интеллекта Векслера для детей (Wechsler, 1991) содержит дюжину подтестов. Показатели по пяти из этих подтестов, в которых требуется проверка устных ответов на заданные устно вопросы, образуют вербальную составляющую IQ; показатели по пяти другим подтестам, в которых требуется проверка ответов, отличных от устных, на заданные устно вопросы (например, расположить карточки или блоки), образуют невербальную или исполнительную составляющую IQ. Таким образом, как вербальные, так и исполнительные подтесты IQ требуют компетенции в понимании языка, а подтесты вербального IQ требуют компетенции в разговорной речи. Композиция вербальных и исполнительных подтестов IQ называется полной шкалой IQ.

При тестировании по шкалам типа шкалы Векслера (Happé, 1994) аутисты, как правило, дают характерный профиль, как проиллюстрировано на рисунке 1. Обычно наблюдается заметный дефицит по одному из вербальных подтестов, Пониманию. Этот подтест, как известно, измеряет социальное и практическое понимание, включая такие вопросы как "Что делать, если найдёшь на улице конверт, который запечатан, с адресом и с новой маркой на нём?" и "Что нужно сделать, если порежешь палец?" Качество устных ответов испытуемого на подтест Понимания оценивается экзаменатором.



Рис. 1. Средние показатели по подтестам у 38-ми аутичных детей по Шкалам интеллекта Векслера, 3-му изданию.

По контрасту с этим, аутисты, как правило, демонстрируют заметный пик на одном из невербальных подтестов - кубиках Коса. На подтесте кубиков Коса испытуемому демонстрируется двумерный красно-белый геометрический узор, и задача состоит в воспроизведении узора путём сборки раскрашенных блоков. Подтест кубиков Коса ограничен по времени и оценивается по точности.

Как следует интерпретировать такие пики и провалы в показателях аутистов по подтестам Векслера? Одно из здравомысленных замечаний состоит в том, что пики соответствуют интеллектуальным навыкам, которые олицетворяют аутистов, когнитивным задачам, в которых они преуспевают. Тем не менее, долгие годы эти пики классифицировались как "островки способностей… рассматривавшиеся как некий миф, либо как просто интересный, но теоретически несущественный факт" (Shah & Frith, 1993, стр. 1351). Затем, в 1990-х годах, пики приобрели теоретическую важность. Исключительное выполнение подтеста кубиков Коса, заодно с исключительно быстрым выделением целевой фигуры из сложного фона, рисованием "невозможных" фигур и восприятием звуков, а также многие савантические навыки - всё было интерпретировано как единый дефицит: "слабость центрального согласования", тенденция фокусироваться на деталях ценой конфигурации (Happé, 1999; Heaton, Hermelin, & Pring, 1998; Shah & Frith, 1983).

Мы эмпирически протестировали эту трактовку интеллектуальных преимуществ аутистов как низкоуровневых склонностей, являющихся результатами высокоуровневых концептуальных дефицитов, дав тест интеллекта, широко рассматриваемый как превосходная мера высокоуровневого аналитического мышления - прогрессивные матрицы Равена (Raven, Raven, & Court, 1998). Этот тест состоит из 60-ти пунктов, разделённых на пять наборов по возрастанию сложности. Все пункты имеют схожий формат: матрица из геометрических узоров с одной ячейкой, оставленной пустой, представлена вместе с шестью или восемью альтернативами для её завершения. Для этого предполагающегося невербальным теста нужен минимум инструкций.

Прогрессивные матрицы Равена эмпирически демонстрируют анализ способностей к выводу правил, управлению иерархией целей и формированию абстракций высокого уровня (Carpenter, Just, & Shell, 1990). Широко признанные в качестве ведущей меры рассуждения и решения проблем, прогрессивные матрицы Равена считаются "парадигмальной" мерой подвижного интеллекта (Mackintosh, 1998, стр. 228), а задачи на подвижный интеллект предполагаются требующими скоординированных исполнительных функций, управления вниманием и рабочей памяти (Blair, 2006; Kane & Engel, 2002; Newman & Just, 2005). Среди тестов когнитивных способностей прогрессивные матрицы Равена подкупают психометрической определённостью; в классических диаграммах Snow, Kyllonen, and Marshalek's (1984), в которых сведены корреляции между многочисленными тестами когнитивных способностей, простые, предметно-ориентированные тесты лежат на периферии, а прогрессивные матрицы Равена занимают центр как наиболее сложный и общий единичный тест интеллекта.

Описание когнитивных процессов, необходимых для решения прогрессивных матриц Равена и выполнения задач на подвижный интеллект, читается как набор когнитивных процессов, которых, как предполагается, не хватает аутистам. Например, тогда как от аутистов ожидают адекватного выполнения простых тестов на исполнительные функции и рабочую память, им, как ожидается, не хватает когнитивных способностей, нужных для хорошего прохождения более сложных проверок познания (Minshew, Webb, Williams, & Dawson, 2006). Предполагается, что аутисты успешны на тестах на механическое запоминание или низкоуровневое сопоставление образцов, но непропорционально затрудняются с тестами с высоким уровнем интеграции и абстракции (Courchesne & Pierce, 2005; Just, Cherkassky, Keller, & Minshew, 2004). В самом деле, было специально предсказано, что у аутистов должны быть непропорциональные нарушения в подвижных рассуждениях (Blair, 2006; Pennington & Ozonoff, 1996), но это предсказание никогда не представлялось к эмпирической проверке. Наша цель состояла в непосредственной проверке этих утверждений.

МЕТОД
Участники
Аутичные дети

Эта группа состояла из 38-ми аутичных детей (35 мальчиков, 3 девочки) в возрасте от 7-ми до 16-ти лет (M = 10.39, SD = 2.69). Они были диагностированы в Специализированной клинике по первазивным расстройствам развития при госпитале Ривьер-де-Прери, Монреаль, Канада. Все они скорее соответствовали диагностическим критериям аутического расстройства, чем другим диагностическим категориям "Руководства по диагностике и статистике психических расстройств", 4-е издание (т.е., первазивного расстройства развития неуточнённого или синдрома Аспергера), согласно двум исследовательско-диагностическим инструментам, являющимся золотым стандартом (Autism Diagnostic Interview-Revised от Lord, Rutter, & Le Couteur, 1994 и Autism Diagnosis Observation Schedule-General от Lord, Rutter, DiLavore, & Risi, 1999), и опытным клиницистам. После диагностического оценивания данные обо всех пациентах, с их предварительного информированного согласия, вводились в базу данных Digimed ©.

Из базы данных были извлечены сведения обо всех подряд случаях, которые удовлетворяли критериям аутизма по обоим диагностическим инструментам и которые закончили как французско-канадскую версию 3-й редакции Шкалы интеллекта Векслера для детей (Wechsler Intelligence Scale for Children-Third Edition (WISC-III; Wechsler, 1991)), так и Прогрессивные матрицы Равена (Raven et al., 1998). Из этой выборки были исключены аутичные дети, которые имели известное, диагностируемое генетическое заболевание или дополнительное неврологическое заболевание. Аутичные участники, отобранные таким образом, представляли первичный или идиопатический аутизм, т.е. аутизм без известной и, возможно, искажающей этиологии.

Неаутичные дети контрольной группы

Эта группа состояла из 24-х типично развивающихся неаутичных детей (19 мальчиков, 5 девочек) в возрасте от 6-ти до 16-ти лет (M = 11.00, SD = 3.28). Они были набраны по объявлению, размещённому в местной газете. Полуструктурированное интервью позволило исключить участников с историей психиатрического лечения, проблемами в обучении, либо неврологическими расстройствами, либо с семейной историей психиатрических или неврологических расстройств.

Аутичные взрослые

Эта группа состояла из 13-ти аутичных взрослых (11-ти мужского пола, 2-х женского) в возрасте от 16-ти до 43-х лет (M = 25.38, SD = 8.86). Эти взрослые также были диагностированы в Специализированной клинике по первазивным расстройствам развития. Диагноз был поставлен опытными клиницистами с использованием Autism Diagnostic Interview-Revised (Lord et al., 1994) и Autism Diagnosis Observation Schedule (Lord et al., 1999). Те же критерии включения и исключения, которые применялись к аутичным детям, были применены и к аутичным взрослым.

Неаутичные взрослые контрольной группы

Эта группа состояла из 19-ти обычных взрослых (все мужского пола) в возрасте от 19-ти до 32-х лет (M = 22.37, SD = 4.57). Они отбирались и проходили скрининг так же, как и неаутичные дети.

Материалы
Шкалы Векслера

Обеим группам детей давалась WISC-III, а обоим группам взрослых давалась Шкала интеллекта Векслера для взрослых, 3-е издание (Wechsler Adult Intelligence Scale-Third Edition (WAIS-III; Wechsler, 1997)). Как WISC-III, так и WAIS-III оценивались согласно канадским нормам.

Прогрессивные матрицы Равена

Стандартная версия Прогрессивных матриц Равена была дана всем участникам, без лимита времени. Нормы для североамериканских детей были взяты из мануала теста (Raven et al., 1998), а нормы для взрослых происходили из Burke (1985).

Процедура

Для аутичных детей и взрослых два теста (Шкалы Векслера и Прогрессивные матрицы Равена) были стандартно включены в диагностическое оценивание в Специализированной клинике по первазивным расстройствам развития. Оба теста индивидуально давались нейропсихологами, не знающими об исследовании и гипотезах. Неаутичные дети и взрослые из контрольных групп были протестированы нейропсихологами в условиях, похожих на условия для аутичных участников, и получили компенсацию.
Previous post Next post
Up