нет

May 22, 2012 23:05


 «Экстремально высокая температура в Москве. Небывалая солнечная активность». Фраза эта - рефреном всё время. Перкуссией - гудение трансформатора. Предапокалипсиса состояние непокидающее. Сердцебиение - нарастающее. 17 мая. Театр "Практика". "Жара".

По словам автора пьесы, Натальи Мошиной, «Жара» - это диагноз сегодняшнему обществу: «Жара» - это мое видение той ситуации, которая сложилась на данный момент и которая в дальнейшем будет, на мой взгляд, лишь обостряться».

Еще пару лет назад спектакль был бы воспринят как отличная социальная антиутопия, сегодня это практически документализация действительности. Десятые годы второго миллениума.

Итак, экспозиция номер один - творческая интеллигенция.  Неглупые снобы, идеалисты. Том Йорк на рингтоне. Аристократские разговоры о веском, о важном. И вот момент, когда им накипело уже. Когда градус абсурдности жизни, по их мироощущению, достиг своего предела. Когда они встают и решают, что нужно менять этот мир к лучшему. Что нужно донести эту идею до остальных. Докричаться, достучаться. Методом не пацифистским, но радикальным и, по их мнению, эффективным. Ни для кого не секрет, такие истории не заканчиваются благополучно.




Но надо сказать, что пьеса не держится на интриге. Финал - не Бразилия, никто никого внезапно не убивает, никаких слезливых перипетий. Финал - это Россия. Мощный, честный, жизненный финал, известный и понятный с самого начала.

Я бы сходила на Жару еще и не один раз ради монологов, берущих даже не за душу, а скорее, за рудимент человека в человеке. Казалось бы, сколько уже можно «открывать нам глаза на происходящее». Столько сказано, столько спето и снято... Но нет. Нам стоит научиться постоянно жить с открытыми глазами, а не распахивать их только когда, например, на нас кричит, срывая голос, герой Паши Артемьева:

«Пусть горит все огнем, пусть страна ваша рушится, а вас только кредит за тачку волновать будет, сэйлы, дисконты, дресс-код, корпоратив, и что суши уже не те, раньше вкуснее были. А потом очередной пьяный мент убивает кого-нибудь из вас в супермаркете, и вы начинаете верещать: куда катится эта страна..ОНА НЕ КАТИТСЯ, ЭТО ВЫ, ВЫ ЕЕ КАТИТЕ. Да вас за одно словосочетание ЭТА СТРАНА, гасить надо! Если вы про страну, в которой живете, говорите не МОЯ, а ЭТА, так чего вы от нее требуете?»

Экспозиция вторая. Власть. Власть в "Жаре" отнюдь не глупая и не жалкая. Сатира конкретно политическая отсутствует, зато ярко отображен жесткий и усовершенствованный механизм Системы. Чем большее сопротивление она встречает, тем сильнее она становится.

Во всей показанной тоталитарной тьме я углядела светлый луч - ключ к решению проблемы терроризма, который был озвучен еще В.А. Ефимовым: «Отсутствие информации о террористических актах в СМИ сделает их организацию практически бессмысленной и создаст почву для их полного прекращения». В этом есть определенная логика.

Однако все мы понимаем, что такой уникальный могущественный ресурс, как федеральные СМИ, сегодня используется конкретно для формирования необходимого типа сознания человека, которым проще управлять. Для этого весь контент, естественно, модерируется. «Нет человека - нет проблем это вчерашний день. А сегодня: "Нет рассказа о человеке и его делах в СМИ -  нет ни человека, ни его дел».

Злободневность и актуальность постановки остро ощущается в тот момент, когда подсознательно возникает параллель между микробунтом четверых парней из "Жары" и волной протестов за честные выборы по всей России. Власть поняла, «Чтобы победить, не нужно играть вообще». Это мы и наблюдали последние полгода: демонстративный игнор и упрямое нежелание выходить на диалог.

Конспирологический сарказм в пьесе раскрывает потенциальные перспективы ближайшего будущего. Очевидно, в направлении полицеизирования государства. Если во время выхода в свет «1984» идея Старшего Брата, смотрящего на тебя, людям казалась безумной, то сегодня мы уже знаем, что за экран имеется у каждого в комнате, и догадываемся, что такое нанотехнологии. И не такой уж нелепой кажется сцена, где два человека с легкостью разговаривают о компрометирующем благодаря тому, что на них шапочки из фольги: «выглядим как полные придурки, зато мы теперь незаметны для прослушки».

А социальная прослойка людей, наделенных какой-никакой властью в госструктурах, выражена в лице безымянного мужчины в пиджаке.  «Не боится ни бога, ни черта». Безропотный винт в системе, которой необъяснимо предан. Идеальный гражданин раб Единого государства. Не подлежащий эксплуатации, он будет выброшен на обочину жизни в лучших традициях Кафки. "Бездетный!" - произносит мужчина смиренно. Будущего нет. Будущего нет.

театр, абсурд, россия, будущее, время

Previous post Next post
Up