Повинен смерти!

Aug 23, 2014 18:29

Здесь автор говорит, что искупление, конечно, хорошо и важно, но оно не тождественно спасению. И действительно, с чего бы это всех-то спасать? Ну, создал Бог человеков, оказался человек глупым и неблагодарным.., а Христос-то тут со Своим распятием за всех и взятием грехов мира при чем? Для закосневшего криминалитета (то бишь сонма нераскаянных грешников) Искупление есть обстоятельство лишь отягчающее вину первого преступления. Отвергнутые и не воспринятые дары искупления делают теперь грех еще более грешным, более смертоносным!
О как!
____________________________________

Спасибо, подсказали, где еще найти мне тот треклятый "антиюридизм" и ползучий "оригенизм", против которых восстает автор антиеретического опуса:

Проф. КазДА В.И. Несмелов. Наука о человеке.


"... так как христианское учение об искупительном значении крестной смерти И. Христа в догматических системах христианского веро­учения по традиции объясняется только в духе и смысле юридиче­ского представления Христова дела, то современные философы христианского мира в своем подавляющем большинстве решитель­но отрицают догмат искупления и тем самым разрушают христи­анскую религию, хотя на самом деле, и опять-таки в своем подав­ляющем большинстве, они и желают быть, и воображают себя убежденными исповедниками подлинного учения Христа.

Из этого ненормального положения можно выйти только одним путем - путем тщательного изучения христианского вероучения в первоисточных данных новозаветного откровения. Таким путем можно действительно показать и доказать, что И. Христос «никог­да не говорил, будто Его кровь только покупает, прощение грехов и что будто Его неповинная смерть только уплачивает собою за­служенную смерть грешников». Но этим же самым путем можно также показать и доказать, что именно Христос признавал Свою смерть делом искупления многих, т.е. сам Он приписывал Своей смерти то именно значение, на действительности которого всегда настаивала и настаивает христианская церковь как на утвержде­нии истины христианской религии. Значит, догмат искупления не­сомненно является догматом самого И. Христа, и потому отрицать этот догмат на том основании, что он будто бы не принадлежит к собственному вероучению Христа, на самом деле совершенно не­возможно; отрицать же его на том основании, что он будто бы про­тиворечит правильному понятию о Боге и о спасении от греха, можно, во всяком случае, не прежде, чем будет выяснено искупи­тельное значение Христовой смерти по собственному учению Хри­ста. В этом отношении мы опять можем вполне ясно и точно пока­зать, что Спаситель признавал Свою добровольную смерть не жер­твой карающего Божия правосудия, а жертвой спасающей Божией любви; потому что, по слову Спасителя, Бог именно по любви Своей к миру отдал Своего единородного Сына, чтобы всякий ве­рующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Значит, в деле спасения грешного мира раскрылось безмерное чудо божественно­го самоотвержения не только со стороны единородного Сына Бо­жия, но я со стороны самого Бога Отца, потому что если Сын Бо­жий, принимая на Себя человеческую природу и осуждая Себя по человечеству на добровольные страдания и смерть, этим самым жертвовал вседовольством и всеблаженством Своей предвечной божественной жизни, - жертвовал Собою Самим, то и Бог Отец, благословляя великое самопожертвование Своего божественного Сына, этим самым, очевидно, и со Своей стороны также приносил безмерною жертву, - именно жертвовал Своим собственным и единственным Сыном. Стало быть, невозможно думать и нельзя говорить, что в крестных страданиях и смерти воплотившегося Сы­на Божия карающее правосудие Бога Отца встретилось с Сыновней любовью к миру, потому что на самом деле здесь одна и та же общая любовь к миру Бога Отца и Бога Сына согласно осуществила вечную Божию правду чудом согласного самоотвержения Боже­ских Лиц.

Нужно ли было в действительности это безмерное чудо? Не мог ли Бог спасти людей одним лишь мощным словом Своего всевласт­ного повеления? На эти вопросы мы уже ответили всеми нашими предыдущими рассуждениями по вопросу о сущности спасения и об условия его возможности. Мы показали, что спасение заключает­ся не в том, чтобы грешный человек избежал Божия наказания за грех, а в том, чтобы он примирился с Богом, т.е. перестал быть грешником и сделался бы истинным человеком от Бога. Поэтому для достижения спасения он нуждается не в прощении его грехов, а в полном уничтожении их, дело же этого уничтожения для него являетется делом совершенно невозможным. Вот это самое невоз­можное и все-таки необходимое дело, по христианскому учению, и совершит Христос Спаситель Своею крестною смертию; и мы показали, что Его мученическая смерть за верность Божию закону жизни действительно составляет величайшую победу над злом и действительно может уничтожить собою всякий грех человека. Те­перь вопросом некоторого недоумения для нас может служить лишь вопрос о том, почему именно одержанная Христом победа над злом является не только Его личной победой, но и победой над злом всякого человека, верующего в Него, т.е. каким именно обра­зом крестная смерть Иисуса Христа может действительно уничто­жить собою все и всякие грехи людей, когда сами-то люди вовсе не уничтожают своих грехов и даже не имеют никакой возможности их уничтожить? Но это серьезное недоумение прекрасно разреша­ется апостольским учением о лице Христа. По объяснению апосто­ла, мы имеем во Христе искупление кровию Его, ибо, - говорит апостол, - Им создано все, что на небесах и что на земле, види­мое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли: все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего и все Им стоит (Колос. 1, 14, 16-17). Из этого учения апостола в высшей степени ясно, что искупительное значение крестной смер­ти И. Христа определяется особенным отношением Его к миру как божественного Творца мира. Если бы Христос был только обыкно­венным человеком, то при всей Его великой праведности Он, ко­нечно, не мог бы спасти грешного мира, потому что в этом случае Он мог бы только желать пострадать за мир, чтобы сделаться це­ною выкупа за него, но таким путем мир не может быть спасен, так как в этом случае все грехи мира, очевидно, все-таки остались бы на мире и только бы сделались ненаказуемыми. Значит, если бы Христос, как великий праведник, пожелал бы искупить мир Своею смертию и на самом деле умер бы для искупления мира, то смерть Его в действительности не имела бы решительно никакого значения и была бы делом совершенно напрасным. Таким же напрасным делом она, разумеется, оказалась бы и в том случае, если бы Христос был не простой человек, а один из ангелов Божиих и даже са­мый высший из всех ангелов Божиих, потому что и в этом случае Он мог бы только пострадать за мир, принять же на Себя все грехи мира, т.е. считать грехи мира Своими грехами и потому именно Своею смертию уничтожить их, Он бы никаким образом не мог, и значит - Его смерть необходимо оказалась бы для мира делом совершенно бесполезным. Это положение вполне устраняется лишь церковно-христианским учением о божеской природе И. Хри­ста и о творчески-промыслительном отношении Его к грешному миру. Именно потому, что Он - истинный Сын Божий и Бог, Он действительно может быть истинным Творцом всего мира, видимо­го и невидимого, земного и небесного; и именно потому, что Он - истинный Творец всего мира, Он действительно может принять на Себя все грехи мира и, значит, Своею смертию Он действительно может уничтожить их.

Конечно, мир сделался грешным по собственной воле согрешив­ших ангелов и людей, так что Творец мира на самом деле нисколь­ко не виновен в том, что в мир вошел грех и что, вследствие этого, мир оказался в состоянии погибели. Тем не менее, однако, при же­лании спасти Свое погибающее создание Сын Божий имел все-та­ки несомненное основание, и Он один только имел это основание, принять на Себя Самого все грехи мира, потому что Он именно яв­ляется виновником самого существования мира. Ведь если бы Он не создал мира, то не существовало бы никакого греха и не было бы никакой погибели от греха. Значит, хотя грех и составляет ис­кажение и извращение Божия творения, однако он все-таки суще­ствует лишь потому, что существует Божие творение, которое мог­ло быть искажено и извращено. И значит, хотя Бог и невиновен в происхождении зла и не может отвечать за личные грехи своих ра­зумных созданий, однако Он все-таки один только может отвечать за происхождение и существование мира и за действительность ос­нований и целей Своего божественного творчества. Эта ответст­венность, разумеется, нисколько не обязывает и не может обязы­вать Бога непременно спасти от погибели свободных нарушителей Его божественной воли. Но когда, по собственному изволению святой воли Своей, Он не благоволил обратиться к закону неумо­лимого правосудия и Сам не захотел уничтожить первых виновни­ков зла, то эта самая ответственность составила для Него совер­шенно достаточное основание, чтобы явить грешному миру чудо спасающей любви Своей; потому что, на основании Своих творче­ских отношений к миру, Он во всех преступлениях грешного мира благоволил обвинить Себя Самого как Творца всего мира. Христи­анское учение о спасении ясно и положительно говорит, что Сын Божий явился в мир для уничтожения грехов, которых на самом деле Он вовсе не совершил, но которые Он благоволил снять с грешного мира и принять на Себя Самого (Иоан. 1, 29), ибо Им со­здано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое. Следовательно, догмат искупления в христианском вероучении неразрывно связан с догматом о творении мира, и потому составить правильное понятие об искупительном значении крестной смерти И. Христа, очевидно, можно не на основании понятия о Боге как о верховном Судии всего мира, а исключительно только на основании христианского учения о Спасителе как об истинном Сыне Божием и как о действительном Творце всего мира.

С точки зрения этого учения можно с полной очевидностию установить и разъяснить, что искупить грешника от погибели не значит - принести известную плату за его грехи, а значит - принять на себя его грехи и таким образом очистить его от них и что такое очищение грехов может быть совершено исключитель­но только верховным Творцом всего мира. А так как верховный Творец всего мира создал не одних только людей на земле, но и небесный мир бесплотных духов, то, стало быть, если только угод­но Ему, Он может принять на Себя грехи не только людей, но и грехи всех падших духов, и даже грехи первого виновника паде­ния - самого диавола, и все грехи всего грешного мира Он может уничтожить одним и тем же актом Своей добровольной смерти. Поэтому если Христос как истинный Сын Божий и действитель­ный Творец всего мира действительно благоволил явиться в мир и принять на Себя крестную смерть для уничтожения греха, то эта смерть Его несомненно имеет искупительное значение в отно­шении всего грешного мира, т.е. весь грешный мир она может очи­стить от грехов и весь его ввести в живое общение Божией любви как святое Божие царство".

Особый случай, ГЛАВНОЕ

Previous post Next post
Up