"ПРЕДТЕЧИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЭСТЕТИКИ: ДЖЕЙМС УИТНИ. Инвариант масштаба возникает, если наблюдатель не имеет заданных конечных размеров, его собственные размеры свободно “плавают”, что и позволяет ему чувствовать свою соразмерность и макро, и микромиру. Эта полная органичность таких плавающих отношений присуща образам фильмов одного из предтеч компьютерной эстетики, выдающемуся американскому киноавангардисту Джеймсу Уитни. На этого режиссера огромное влияние оказал Оскар Фишингер, причем не столько своими фильмами, сколько углубленным интересом к эзотерическим учениям Дальнего Востока.
Если с точки зрения энергетических воздействий обычный фильм представляет собой излучатель энергии, вызывающий ответную эмоциональную волну, то фильмы подобного рода представляют собой своеобразный камертон для резонансной настройки и могут быть использованы в качестве янтры. В этом случае просмотр превращается в медитацию, а сам фильм - в тоннель, ведущий в иные мерности.
Click to view
Например, в фильме ''Ляпис'' на экране лишь один образ: похожая на спиральную галактику мировая чакра - "колесо вселенной", которое медленно мерцает, проливаясь звездными блестками, и плавно вращается, парадоксально оставаясь на месте. Эта галактика включает множество мелких деталей и производит впечатление космической натурной киносъемки.
Характер изображения в этом фильме, снятом в 1967 г., отчасти напоминает объект оптического искусства с его живым мерцанием, идущим из бездонного пространства. Современный же зритель может предположить, что фильм создан в компьютерной среде." (с)