В те времена, когда я занимался проблемами искусственного интеллекта, я точно так же, как и герои фильма, отвергал рекомендуемые модели, за которые радостно, напротив, принимались мои однокурсники и коллеги. Потому что я начинал с другого конца - с проблемы, имея свободу выбора модели, т. е. собственно проводя научный анализ, где-то ошибаясь, а где-то получая фору из-за научной интуиции. Проблема в таком подходе состоит в том, что он попросту опасен. Тем, что он идет наперекор обществу и тем, что в случае пусть самой малейшей ошибки, ведёт к неверному выводу и результату. Подсказок нет, и вполне легко создать монструозную лженауку.
Вопреки всему, авторы фильма в своей научно-фантастической стезе пошли без помпезных декораций, как в AI Спилберга, не в самокопаниях, как в GITS, а показали «один день из обычной жизни» совершенно обычного гения(ев). С первой минуты фильм заставляет верить в эту холодную сказку, где куда больше согревает сердце металлическая кошка, чем горячие поцелуи бывшей женщины. Заставляет верить в то, что тезис о том, что все создания человека могут быть похожими только на него неверен. Это забавно опровергать на фоне лейтмотива фильма - соединение двух умов в одном ребёнке, идеалистично, как обычно хотят родители, когда зачинают своё дитя. Тут дело в небольшом нюансе...
И снова хочу вернуться к своему опыту. Ещё до изучения теории искусственного интеллекта я интересовался психологией человека. То, как он мыслит и то, как он чувствует. И пришёл к простому и очевидному выводу - дети куда интереснее и ближе к искусственному интеллекту, чем взрослые. Последние словно костенеют, обрастают шаблонами и условностями, в которых-то программ куда больше, зашитой логики, опыта чем «разума» и «интеллекта». В ИИ относят и экспертные системы, конечно, и отнологии, но, тем не менее, развивающиеся, а значит живые системы находятся в пермаментном изменении. Именно поэтому никакие нейронные сети и карты Коханнена не могут быть «умными», т. к. сравнительно конечны. И дело не в огромной необходимой ёмкости, а дело в подхлёстывающем, пытливом подходе, который присущ научному уму и уму ребёнка, который, в добавление ко всему находится в конфликтах и противоречиях. И Ева, как раз-таки чуть переступает через границу «нормальности» человека, она - дитя конфликтов, но при этом её конфликт носит не эмоциональный характер, как у человека, и алгоритмический, она делает свои конфликтные выводы на основе знаний и входящих параметров.
Быть может сегодня не так сильно изучены проблемы влияния гормонов, которые стимулируют чувства. А потому эти механизмы именно механизмы и так же относятся к мышлению, и похожи на «чувства» Евы, но всё-таки сегодня равно говорить о том, насколько это алгоритмизируется. т. к. мир настолько сложен и велик, что положение проекции траетории Ио на фазу Меркурия может влиять больше, чем о том нас хотят убедить шарлатаны-астрологи. А потому я останусь с тезисом, что Ева - уникальное создание, и потому замечательный фильм.
Жизнь удивительна, и потому она забросила молодого учёного, гения по искусственному интеллекту, а потому жутко нервного и конфликтного, безответственного бунтаря в живописное местечко в Альпах, где он вычудил непреходящую мудрость человечества: «дурак дурака видет издалека». Такому человеку попросту скучно работать с людьми, даже с детьми, ему нужно особенно, и особенной оказалась девочка, да ещё дочь бывшей подружки, да ещё...
Впрочем, обо всём вы узнаете в фильме, который снят потрясающе спокойно и красиво, живо, что хочется сказать «верю», несмотря на стеклянный процессор, на термоядерное топливо, на жужжащие автомобили и странных студентов. Всему веришь, потому что мир безумен и искуственен, мир - создание человека, как и он сам, но не «живое», в чувствами которого лучше не манипулировать...
В завершение хочу сказать, что я всегда рад «другим» фильмам, потому что мейнстрим скучен, а тусовка артхауса слишком дика, за исключением редких случаев и некоторых режиссёров. Поэтому, это так же, как и «Впусти меня», «Леон» (который нельзя не вспомнить как пример взаимоотношений девочки и мужчины), фильм другого, «живого» кинематографа, что здорово: фильмы снимают. Хорошие фильмы снимают. И смотрят. Пускай и не все.