Мы убиваем себя сами.
На берегу
Жанр: драмма, постапокалипсис
Режиссер: Стэнли Крамер
Главные роли, звезда: Грегори Пек, Ава Гарднер, Фред Астер, Энтони Перкинс
Год: 1959
Сюжет. Личные драммы героев на фоне умирающего мира разворачиваются по сюжету в 1964 году. После ядерной войны уничтожено все Северное полушарие земного шара ― радиация не оставила шансов практически никому. Исключение составили лишь немногие, нашедшие убежище в Австралии. Тем не менее, в скором времени радиация доберется и до берегов Австралии и у всех выживших начнется лучевая болезнь. Питер Холмс нянчит свою маленькую дочурку вместе с красавицей женой Мэри. Он и его молодая семья обречены.
Утром Питер готовит горячий чай, подогревает молоко для малышки, они с женой улыбаются друг другу ― зритель видит уют и благопристойность молодой счастливой семьи. После того, как по ходу развития событий зритель понимает, что эти счастливые люди умрут, резкая смена таких «контрастов» еще больше заставляет задуматься над трагичностью происходящего на экране. Питер получает указание отправиться на подводной лодке под командованием Дуайта Тауэрса осомотреть берега Сан-Франциско... Есть очень слабая надежда найти приют спасения. Питер не знает как долго он будет отсутствовать, но он знает, что совсем скоро люди начнут болеть. Всем известно, что в некоторых очагах существования жизни, куда добралась радиация, уже практиковали искусственное умервщление, чтобы избежать мук лучевой болезни. Питер хочет позаботиться о своей семье и перед отъездом достает «по блату» специальные таблетки, благодаря которым человек может покончить с собой быстро и безболезненно. Эти таблетки он отдает своей жене ― она должна будет убить свою дочь и себя в случае, если он не вернется до наступления болезни. Дуайт Тауэрс знакомится с очаровательной Мойрой Дэвидсон, подругой семьи Холмс. Дуайт мужественно переживает личную трагедию потери жены и детей в следствии ядерных взрывов, но Мойра своей непосредственностью и искренностью пробуждает в нем забытые чувства. Прибывая к месту назначения команда субмарины видит в телескоп запустение. Замеры показывают привышения уровня радиации во много раз. Земля не пригодна для жизни. Вскоре после возвращения к берегам Австралии один из членов экипажа уже не может подняться с койки... На улицах монахини раздают коробки с волшебными таблетками. У Мэри проявляются признаки психического растройства. Питер вновь делает чай, как в начале фильма, но теперь этот чай необходим для того, чтобы запить таблетки.
Критика. Черное и белое. Два цвета, идеально передающие суть человеческих эмоций. Впечатляющая образная фантазия с абсолютно печальным концом ― смерть всего человечества. Возможно, без надежды на какое-либо возраждение. Фильм был особенно актуален в годы, когда угроза ядерной войны была очевидна. На тот момент картина произвела внушительное волнение и заинтерсовала публику своей идеей. Ведь просматривая фильм иногда можно испытать эффект присутствия, а осознавать гибель всего окружающего мира тяжело. Кто или что послужило толчком к глобальной необратимой катастрофе? Герои фильма рассуждают об этом, но ответы кажутся мелочными ― быть может одино-единственное нажатие на кнопку «пуск» решило ход всей истории раз и навсегда. Кто-то всего лишь выполнял свой долг. А чего это стоило? Все предубеждения людей, их нежелание мириться и сосуществовать ― это только предпосылки. Жизнь и незамысловатое счастье ― это тот добрый уют, то тепло, которое ждет нас дома. Родные глаза, любящее сердце. Все это стоит вечности... но на поприще политических и социальных интересов от этого простого счастья остается только обуглившийся скелет.