"Этот путь лишает нас перспективы"

May 29, 2014 16:34

Григорий Явлинский в эфире радиостанции «Эхо Петербурга» рассказывает о кризисном состоянии российской экономики и последствиях так называемых "референдумов" на юго-востоке Украины и комментирует назначение главой одного из департаментов петербургского «Водоканала» бывшего гендиректора «Водоканала» Саратова, которая известна в связи с многочисленными коррупционными скандалами.

Ведущая: Григорий Алексеевич, вопрос вам как экономисту. Все-таки, состояние российской экономики вызывает опасения. Было заявление и министра экономического развития Улюкаева о том, что в I квартале 2014 года российская экономика вошла в рецессию, не исключается снижение ВВП в первом квартале. Все это происходит на фоне экономических санкций. Куда идем, Григорий Алексеевич?

Явлинский: Прошлый год мы закончили, прямо скажем, довольно плохо. В прошлом году рост замедлился существенно, втрое, инвестиции сократились, например, в естественных монополиях на 20%. В этом году это все продолжилось. Бизнес начал терять доверие и к политике правительства, и ко всему происходящему. Думаю, что это естественное развитие событий в условиях той политической ситуации, которую мы имеем сейчас. Когда есть ожидания чуть не начала войны, то бизнес чувствует себя очень плохо. А дальше снижение будет еще больше. Инфляция будет нарастать, говорят министерство финансов и министерство экономики. Рубль будет слабеть, говорит министр финансов. Не я говорю, а они. Второй и третий квартал, скорее всего, будет спад, просто спад будет. И по году будет спад, говорят они. Ну значит, это такая вот реально складывается картина. Почему это происходит в условиях того, что мировая экономика растет? Это происходит потому, что для роста экономики должна быть уверенность у людей, страха не должно быть, понимание курса политического должно быть, понимание перспектив должно быть. А сейчас наступила ситуация, когда этого, безусловно, нет. Потому что возникают всякие санкции. Не понятно, какие сегодня будут возможности России на внешних рынках, не понятно, какова будет ситуация с наиболее передовыми технологиями, что будет, например, с тем, что запрещаются поставки технологического оборудования в российские энергетические компании, ну и так далее.

Но к этому еще добавляется еще то, что еще до всех этих событий мы вышли едва ли на один процент. Это произошло потому, что не было никакой работы по внутреннему спросу, потому что был спад внутреннего спроса. Второе - это недостатки инвестиционного климата. Известно, что плохо работают суды, недостаточная защита частной собственности. И третье - сырьевая экономика, недостаток диверсификации. Все это было в наших руках, мы все это могли сделать. Могли нарастить внутренний спрос, улучшить инвестиционный климат, могли хотя бы начать диверсификацию. Но мы пошли другим путем. Мы пошли по пути различных геополитических авантюр. Это не совместимо с тем экономическим положением, в котором мы находимся.

Ведущая: Скажите, принятые экономические санкции окажут какое-то серьезное влияние на российскую экономику?

Явлинский: Видите ли, это дело долгое. Не нужно думать, что эти санкции действуют так: сегодня их включили, завтра они начнут действовать. Ну, вот давайте сами с вами представим. Если действительно в течение 5-6-7 лет возникнут ограничения с точки зрения поставок энергоресурсов и цен на энергоресурсы с точки зрения их снижения. Если действительно возникнут ограничения с поставкой в Россию новых высоких технологий мирового класса. Если действительно начнется гонка вооружений, реальная, которую мы уже проходили в советское время. Если действительно банки окажутся в положении, когда респонденты будут накладывать на них большие ограничения, и мало того, наши компании не смогут реструктурировать долги, не смогут брать кредиты, заимствования будут очень дорогими, и так далее. Это такой финансовый сектор. И в условиях обострения внешнеполитического, связанного, например, с выходом американских войск из Афганистана. Там, скорее всего, вернется Талибан очень скоро, к сожалению, - с наркотиками и со всем. И его будет очень интересовать продвижение на север. Кроме того, по мнению, правильному на мой взгляд, Шувалова, что санкции - это ведь не обязательно то, что прописано - это словесные рекомендации одной, другой компании. Вот, на Петербургский экономический форум приезжает Siemens, например. Так Siemens должен всегда приезжать, потому что «Сапсан», по крайней мере, ходит. Потому что для него рынок очень интересный. А ему порекомендовали не приезжать. Вот просто сказали: не надо. Вот эти неформальные отношения очень чувствительные.

Сумма всех этих событий через 5 лет будет очень весомой и впечатляющей для нашей экономики. В чем это будет выражаться? Ну, и без этого это будет выражаться в некотором росте цен, не могу пока сказать, в каком масштабе. Вот посмотрите на рост цен в магазинах. Видите? Вы же хозяйка, наверное, вам не нужно слушать телевизор, где говорят, что все подешевело, вы сходите в магазин, и все вам будет понятно. Посмотрите на то, сколько есть рабочих мест, посмотрите, какой спрос на товары длительного пользования. Посмотрите, как обстоит дело со средней заработной платой, с рабочими местами, особенно на сборочных производствах, как Ford, например, и так далее. Вот это все влияющие вещи. Конечно, экономика России со многим из этих проблем может справиться, конечно, мы огромная и сильная страна, но то, что вот этот путь просто лишает нас возможностей, которые у нас есть, он лишает нас стратегий, перспективы - это точно. Это факт.

Ведущая: И вот на фоне всего того, о чем вы говорите, какой вы видите судьбу народных так называемых республик после референдумов, которые прошли на востоке Украины?

Явлинский: Я очень сочувствую людям Украины вообще, и, в частности, в этих регионах. Сейчас эти регионы - там более 6 миллионов человек - они попали в совершенно тупиковую ситуацию. Я не верю, что они могут создать какие-либо независимые государства. Я думаю, что, независимо от того, примут их в Россию или не примут, Россия окажется в положении. Раз Россия их поддерживала, раз она их провоцировала на это, раз она стояла за ними, раз она говорила, что это правильно, то она теперь несет ответственность за все то, что там произошло. А это огромные средства понадобятся для угольного бассейна, для поддержания промышленности, поддержания рабочих мест, оплаты. Там вообще ситуация тупика. Поэтому я и говорю, что это авантюра, это не имеет перспективы.

Вот Абхазия или Южная Осетия - Россия же держит на своих плечах эти государства. Но там это было объяснимо, а здесь это не имеет с моей точки зрения никакого разумного, нравственного или политического объяснения.

Ведущая: Ну, раз уж вы тут комментировали некоторые изменения на фоне нашей городской жизни - имеется в виду поступок господина Пархоменко - еще одна такая любопытная история. Стало известно буквально на прошлой неделе, что главой департамента «Водоканала» была назначена бывший директор «Водоканала» Саратова, есть информация о том, что она была связана с коррупционными скандалами и является фигуранткой уголовного дела.

Явлинский: Ну, я не знаю эту госпожу, я могу только сказать, что ГУПы - это самая непрозрачная и неподконтрольная зона. А если это ГУПы-монополисты, то никто вообще не знает, сколько и на что там тратится денег. Вот вам самый лучший ответ. Если человека назначают в ГУП, а это непрозрачная структура с огромными средствами, то это уже является очень сомнительным событием.

Ведущая: Григорий Явлинский был в студии «Эха Петербурга». Приходите.

image Click to view

экстремизм, Украина, Россия, интервью, Санкт-Петербург, экономика, Явлинский

Previous post Next post
Up