Следствие ведет Конан Дойл...

Nov 16, 2010 20:58

Сразу две сабжевых книги, очень разные по стилю и сюжету, и в то же время чем-то перекликающиеся.

Марк Фрост/Mark Frost
Шесть мессий/The Six Messiahs


Альбом: Books

1995/"Эксмо", 2009

Ждала я эту книгу очень долго. Со времен прочтения в далеком 2005-м перовой части "Список семи" (вот тут- тсарая рецензия http://bloodaivet.livejournal.com/455184.html). Но по какой-то загадочной причине до недавнего времени книга избегала меня, чтобы потом совершенно случайно попасться в одном экземпляре на дальней полке, в дальнем углу магазина.
Бывает. Возможно так надо.

Марк Фрост не слишком балует читателя своими книгами. Сценарные работы похоже ему больше по нраву. И именно ими он завоевал себе призвание. Соавторство с Дэвидом Линчем в написании "Твин Пикса" - это звучит гордо! И место в Hall of Fame Фабрики грез обеспечено.
Тем не менее шерлокианско-конандойлевская дилогия полностью оправдывает свое завлекательное определение.


Со времен событий первой книги прошло почти 10 лет. Конан Дойл теперь всеми уважаемый писатель, сделавший невиданную карьеру на серии детективных историй. А по сути - сколотивший состояние на своем погибшем друге Джонатане "Джеке" Спарксе, который стал прототипом для всеми любимого Шерлока Холмса. И вот теперь Конан Дойл отправляется в Новый Свет - в литературное турне. Но уже на корабле оказывается втянутым в странную историю с видениями, пропавшими священными книгами и загадочными убийствами. И несомненно, призраки прошлого оказываются вовсе не "призраками".
Снова дивное смешение всего и вся, столь характерное для первой книги: оккультизм и священные реликвии, детектив и триллер, Ганзейский союз и ковбои. И конечно же - Апокалипсис.
Непросвещенный читатель скажет: "Какой винегрет!" И в общем, будет абсолютно прав.
Потому что по сюжету - это типичное бульварное чтиво. Ни больше и не меньше. Но только по сюжету.
Ибо каково исполнение! Автор будто озорно подмигивает читателю: "Это век плагиата. Мы все заимствуем друг у друга штампы, образы и идеи. Но, по крайней мере, давайте делать это остроумно и с выдумкой!"
Что тут же претворяет в жизнь. Это здорово.

Джулиан Барнс/Julian Barnes
Артур и Джордж/Arthur & George


Альбом: Books

2005/АСТ, 2007

Джулиан Барнс был прочитан задолого до второй части Марка Фроста. Поэтому при чтении "Шести мессий" все время незримо присутствовало ощущения узнавания. Но к делу (книге) это не относится.
А тем более к делу не относится аннотация "Артура и Джорджа". В жизни не читала более отвлеченной аннотации.
Обойти вниманием такую многогранную фигуру, как Конан Дойл, задача для современного писателя почти непосильная. Тем более для английского писателя.
Неспешное, в начале почти скучное повествование, разворачивается вокруг двух ключевых фигур - провинциального юриста-полукровки Джорджа Идалджи (кстати, это реальное дело) и, собственно, самого Артура Конан Дойла. Линии обоих героев идут с самого начала - фактически с первых детских воспоминаний, чтобы далеко за половину книги наконец-то пересечься и вернуть Джорджу доброе имя после несправедливого обвинения в зверских убийствах местной скотины (что для сельской небогатой Англии преступление, граничащее с серийным маньячеством).
Тому, кто ждет здесь захватывающего сюжета о великих дедуктивных способностях отца ШХ, - поживиться нечем. Это простое торжество городской и просвещенной человеческой логики над сельскими предрассудками. Любой современный следователь в два счета распутал бы это дело. И детективная интрига тут, как обычно, является организующим стержнем книги, но отнюдь не главным персонажем. Герой - сама эпоха: нравы, детали, нюансы, рассказанные и показанные во всей свой непривлекательной привлекательности. И конечно же, это попытка показать Конан Дойла как человека: автора великих книг, терзающегося игнорированием более значимых для него работ; заботливого семьянина, страдающего от невозможности быть с любимой женщиной; страстного исследователя потустороннего, на чьи увлечения великосветское общество смотрит как на блажь. А главное - Барнс видит его, как сложного, запутанного, авторитарного и непримиримого человека. Без фальшивых восторгов - по сути, отличная беллетризированная биография Конан Дойла. Правильная, во всех своих сторонах.

hell, детектив, чтиво, memento mori, britain, gotic

Previous post Next post
Up