Yobe, Five Tailed Fox/Cheon-nyeon-yeo-woo Yeo-woo-bi
Сказочный мир,
Удивительный край,
Край тишины,
Там где слышны
Голоса птичьих стай.
(31 июня)
Реж. Seong-gang Lee (Сон Ган Ли).
Когда на фестивальные и просто широкие экраны вышел первый полнометражный анимационный фильм режиссера "Моя прекрасная Мари (Страна фантазий)", и критики и зрители разом заговорили о рождении новой звезды на блеклом небосводе корейской анимации. Какими только наградами и эпитетами не награждали счастливчика - и "новый Миядзаки" и "свой неповторимый неанимашный стиль". Поклонники студии "Гибли" и просто отаку отбивались как могли. Хотя делать это было, по сути, совсем необязательно.
Ведь в сущности, что мы подразумеваем под миядзаковским стилем? Когда субъективная реальность, по ошибке именуемая жизнью, мифология на уровне архетипов и буйная сюрреалистическая фантазия художника непонятным простым смертным образом сливается воедино и дает миру шедевр. А так как все гениальное, как известно, просто, то мысля схоже, творцы зачастую приходят к общему знаменателю. Фольклор Сон Ган Ли свой, корейский, и стиль неяпонский, а сюжет с чуть терпкой добротой - общечеловеческий. И гении из студии "Гибли" тут так же притом, как скажем Гайдн к Моцарту.
Йоби - кумихо, что является корейским аналогом кицуне. Только она еще маленькая, ей едва исполнилось 100 лет, и хвостов у нее не 9, а всего - пять. Однако в свой юношеский возраст она успела остаться круглой сиротой, и воспитывают ее потерпевшие крушение инопланетяне, похожие на дружную семейку Мумми-Троллей. Собственно говоря, живется Йоби совсем неплохо - свобода, равенство и братство, и дружелюбный философствующий призрак ванны под боком, пока один из самых непутевых инопланетян не сбегает к детишкам в сельскую школу. Приходится Йоби принять человеческий облик и отправиться за ним. Однако охотник на лис не дремлет, так же как и загадочная Тень-на-Стене - то ли союзник, то ли скрытый враг.
Надо ли говорить, что "Йоби" такая же удивительно парадоксальная вещь, как и "Мари". Мир, балансирующий на грани абсурда, продолжение предыдущей темы - ведь загробный мир в "Йоби" - это несомненно та страна фантазий, в которой обитает Мари. Персонажи и темы незримо и плавно перетекают из одного сюжета в другой. Нежные лирические тона неожиданно сменяются резкими техноритмами, комедия - трагедией, деликатность - легкой вульгарностью. Иногда Сон Ган перегибает палку - это видно, ему зачастую не хватает уравновешенности и концентрации, умения отсекать лишнее. С другой стороны - в подобного рода истории все важно, а мастерство приходит с опытом. Главное - потенциал не спрячешь.
Сказать можно многое, а ведь важно только одно - это удивительный, странный, необычный и зачаровывающий фильм.
Сон Ган Ли - не Миядзаки, он его главный конкурент, в самом лучшем смысле слова. Они разные, но идут - в одном направлении.