Всего один листок из старой книги достался мне.
Вроде ничего особенного, басня Крылова.
Но это на одной странице. А вот другая гораздо интереснее.
Не поленитесь, прочитайте начало сказки. Забавное чтение!
Это та малая часть сокровищ, что была нами найдена
на чердаке старого дома и благополучно снесена на сметник и сожжена.
К сожалению, мне один листок достался из всех книжки. Сейчас даже не могу сказать, была ли изначально найдена мною вся книга или только вот эта страница.
Жаль. Эту бы сказку я прочла с удовольствием. Очень уж оригинальным языком написана.
Похоже, это русская народная сказка Сивка-бурка.
Судя по букве ЯТЬ, точнее, по тому, что ее отменили сразу после революции, напечатана книга была до 1917 года.
Эта сказка есть в нескольких вариантах.
В обработке А. Н. Толстого (1883-1945):
Жил-был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были тароваты и щеголеваты, а младший, Иван-дурак, был так себе - любил в лес ходить по грибы, а дома все больше на печи сидел. Пришло время старику умирать, вот он и наказывает сыновьям:
- Когда помру, вы три ночи подряд ходите ко мне на могилу, приносите мне хлеба.
Старика этого схоронили. Приходит ночь, надо большому брату идти на могилу, а ему не то лень, не то боится, - он и говорит младшему брату:
- Ваня, замени меня в эту ночь, сходи к отцу на могилу. Я тебе пряник куплю...
В пересказе К. Ушинского (1823-1870):
Было у старика трое сыновей: двое умных, а третий Иванушка-дурачок; день и ночь дурачок на печи. Посеял старик пшеницу, и выросла пшеница богатая, да повадился ту пшеницу кто-то по ночам толочь и травить. Вот старик и говорит детям:
- Милые мои дети, стерегите пшеницу каждую ночь поочерёдно, поймайте мне вора...
В обработке М.А. Булатова (1913-1963):
Жил-был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой-дурачком звали.
Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто-то ту пшеницу мять да топтать.
Вот старик и говорит сыновьям:
- Милые мои дети! Стерегите пшеницу каждую ночь по очереди, поймайте вора!
Настала первая ночь.
Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра...
В обработке А. Н. Афанасьева (1826-1871):
Жил-был старик; у него было три сына, третий-от Иван-дурак, ничего не делал, только на печи в углу сидел да сморкался. Отец стал умирать и говорит: «Дети! Как я умру, вы каждый поочередно ходите на могилу ко мне спать по три ночи», - и умер. Старика схоронили. Приходит ночь; надо большому брату ночевать на могиле, а ему - коё лень, коё боится, он и говорит малому брату: «Иван-дурак! Поди-ка к отцу на могилу, ночуй за меня. Ты ничего же не делаешь!» Иван-дурак собрался, пришел на могилу, лежит...
Но после непростых поисков нашелся второй вариант сказки Сивко-Бурко в обработке Афанасьева, который был известным собирателем фольклора, и вот он более менее похож на искомый:
Мы говорим, что мы умны, а старики спорят: нет, мы умнее вас были; а сказка сказывает, что когда еще наши деды не учились и пращуры не родились, а в некотором царстве, в некотором государстве жил-был такой старичок, который трех своих сынов научил грамоте и всему книжному. «Ну, детки, - говорил он им, - умру я - приходите ко мне на могилу читать». - «Хорошо, хорошо, батюшка!» - отвечали дети.
Старшие два брата какие были молодцы: и рослы, и дородны! А меньшой, Ванюша, - как недоросточек, как защипанный утеночек, гораздо поплоше. Старик отец умер. В ту пору от царя пришло известие, что дочь его Елена-царевна Прекрасная приказала выстроить себе храм о двенадцать столбов, о двенадцать венцов, сядет она в этом храме на высоком троне и будет ждать жениха, удалого молодца, который бы на коне-летуне с одного взмаха поцеловал ее в губки. Всполошился весь молодой народ, облизывается, почесывается и раздумывает: кому такая честь выпадет? «Братья, - говорит Ванюша, - отец умер; кто из нас пойдет на могилу читать?» - «А кого охота берет, тот пускай и идет!» - отвечали братья; Ваня пошел. А старшие знай себе коней объезжают, кудри завивают, фабрятся, бодрятся родимые…
Так вот что интересна мне эта находка - почему в 20-м веке из сказки убрали слова о грамоте?
Да ладно бы заменили на что толковое, а ведь просто убрали слова о том, что отец позаботился о своих сыновьях и дал им какое-никакое образование.
И уж тем более, неожиданно, что про грамоту ничего не написал и Толстой, рупор Октябрьской революции и прочее.
А вам в каком варианте сказка больше нравится?