Производственная драма, как жанр кино, считается чисто советским изобретением и он сейчас напрочь отсутствует, как класс, на всем постсоветском пространстве.
При этих словах сразу представляется унылая история про бетон и честных строителях в касках во главе с пройдохой прорабом.
Однако и Светлый путь, и Дело было в Пенькове, и Девчата - это все тоже производственные драмы, в которых полностью отсутствует бетон.
Но я сегодня хочу рассказать все-таки про бетон и строителей.
Я хочу рассказать про самый-самый производственный фильм советской эпохи, нуднее, которого, кажется, и придумать нельзя, потому что все события фильма происходят во время заседания парткома.
Я говорю про фильм Премия.
Скулы сводит, да?
Но не торопитесь судить.
По большому счету не важно, о чем снимать фильм - про бетон, Северный Полюс или велосипедные гонки. Важно, что авторы фильма хотят сказать.
Так вот этим фильмом авторы хотят сказать, что нужно честно работать и думать не только о том, чтобы урвать себе кусок потолще.
Помните знаменитое "за державу обидно"?
Вот примерно о том и фильм.
Нам сейчас это сложно понять - потому и нет сейчас производственных драм. Но вот это полуторачасовое заседание парткома - парткома, Карл! - где обсуждают бетон и незаслуженно полученную премию, смотреть невероятно интересно.
Интрига раскручивается медленно, но верно. И с каждым новым витком раскрываются персонажи. И если сначала нам кажется, что мы точно знаем, кто плохой, кто рвач, кто карьерист, то чем дальше, тем все больше мы убеждаемся, что не все так просто.
И когда в конце фильма раздается звонок из бухгалтерии - бухгалтерии, Карл! - мы замираем, как будто главный герой повис над отвесной скалой и мы боимся, что он сорвется.
Вот такая была драматургия в советском кино. Никаких скал не надо.
А ведь фильм 1974 года. Самый расцвет брежневского социализма, решения пленумов партии во всех газетах страны, парторг - главный человек не только в стране, но и на стройке. А в фильме поднимаются такие проблемы, что смотришь и думаешь - как пропустили?
А сколько мелких деталей в этом фильме! Герои сидят в одном помещении и разговаривают. А смотреть не скучно!
И я вот что скажу. Если убрать идеологическую составляющую - а она тут, безусловно, есть, как не быть, 1974 год все-таки, так что про то, что такое партком, с чем его едят и какую он имел силу, пришлось сыну объяснять - так вот, если не обращать внимания идеологию, то фильм смотрится очень современно.
А уж какое соцветие актеров здесь снималось!
Леонов - казалось бы, комедийный актер, а тут такая сложная драматичная роль,
Янковский - красавец,
Джигарханян, владимир Самойлов, Михаил Глузский, Брондуков, Нина Урган, Светлана Крючкова - весь цвет советского кинематографа в одном флаконе.
Сильнейший фильм. Несмотря на то, что про бетон.
Но посмотрите фильм Премия и задайте себе вопрос - а так ли уж устарело это кино?