Блоха в театральном свитере. "Спящая красавица в лесу", опера О. Респиги в Консерватории

Dec 12, 2012 01:13

Спасибо Богдану sudite_strogo, что сподвиг меня на посещение Консерватории! Мало кому известная опера О. Респиги, пролежавшая на полке 80 лет, оживлена консерваторцами Санкт-Петербурга и Милана. Автор грозно предупреждал, что будет дано только 3 представления, и потом усё... Поэтому Блоха зацокала каблуками по снежным торосам по направлению к Театральной площади в желании запечатлеть ускользающую оперную натуру.

Прелестная детская опера, не утомляющая слушателей длинными вокализами. Очень хорошо и профессионально адаптировано для восприятия малышами. Музыка - в лучшем своем качестве изобразительна. Композитор восхитительно передает поэтичность и волшебность появления фей; оркестр угрожающе рычит, когда появляется злая соперница; в музыке убаюкивающе вертится веретено и царит музыкально-вокальное горе родителей при взгляде на заснувшую дочь. Вокал максимально сжат, мини-арии, мини-дуэты в концентрированной форме. А ведь детям сложнее писать - надо в несколько минут и сюжет в арии выстроить, и эмоциями наполнить, и чтоб дети не заскучали.

Но с вопросом "не скучать" - это к режиссеру (Соня Грандис). А вот, как показалось Блохе, режиссер обошелся с этой изумительной вещицей крайне занудно. Ведь сколько в ней юмора, сколько в ней иронии над оперными штампами, сколько в ней "взаправдашней" игры в Большой Оперный Театр! Хотя бы исторический факт: мировую премьеру оперы Респиги осуществил режиссер Виттория Подрекка, создатель первого в мире кукольного оперного театра. Ведь как на этом можно было сыграть!!! Не, режиссерское решение было в лучших традициях Императорского - банальная разводка. Или вышли из левой кулисы по направлению к правой. Или наоборот. Феи пришли и сделали круг по часовой стрелке. Или против. Хор расположился полукругом и спел свои ноты. Много "просто" музыки, иллюстрирующей сюжет (и очень здорово иллюстрирующей!), а что делать режиссер не знает. Ну пустит главного героя ходить туда - сюда. Тот и ходит, раза три прочесал просцениум. Или две солистки будут глупо озираться, изображая взволнованность. В общем, за режиссуру - твердая "двойка". Выручал еще "балет": пара солистов (в главной танцевальной роли господин Судите строго, а с ним премиленькая Нонна Велян). Они отдувались, и были, пожалуй, самыми активными: то лягушками вылезут, то гостями, приглашенными на бал, то паучками - за паучков удостоились особенно бурных аплодисментов. Но опять же - отсутствие режиссерской концепции: танцевальные эпизоды надо было ВКЛЮЧАТЬ в действие, а не ИЛЛЮСТРИРОВАТЬ. Ведь можно было вести "параллельное" действие, изложенное языком танца и пластики - а это было бы здорово, учитывая, что опера пелась по-итальянски, титров не было, и петербургские театралы далеко не все владеют языком Данте и Петрарки. Но нет, синьора режиссер даже не стала особо париться - разводку сделали, и хорошо!

Из несомненных удач спектакля - оформление. Точнее, его отсутствие. Но на задник проецируется стекло, на котором художник кисточкой или стилусом создает рисованные "декорации". Эти живые картины, наивные в своей сути, очень здорово соответствовали наивности и сказочности музыки Респиги и были, пожалуй, единственным моментом, который совпал идеально с партитурой.

Так как опера исполнялась на итальянском языке и без титров, Блохе было любопытно - поймет ли она текст. Кое-что она поняла. В первой сцене две дамы заблудились в парке на веселом карнавале и попали в сказку. Одна заливалась соловьиными трелями (оказалось, что она исполняет рольт Соловья), другая ее перебивала: "Ку-ку, ку-ку" (это была Кукушка). Отлично, первый эпизод поняли.

Потом вышли два мужика. Один во фраке, а другой придурковатый в рыжем парике, напомнивший Блохе почему-то растрепанного Моцарта в фильме Милоша Формана. Тот, кто во фраке отчетливо донес текст про то, что он бродит по лесу, ужасно устал и рад оказать феям il piu' solenne ommaggio - самую большую честь. Потом оказалось, что этот в черном натуральный итальян, оттого так здорово и приятно было его слышать.

Потом явились феи. Они, как и положено, сделали круг почета - зря им что ли ommaggio предолжили? Музыка этого эпизода - восхитительная. Главная начала рулады выводить, из которых слышалось dolce vita, думаю, никому не надо пояснять о чем это она.

Потом "Моцарт" пел очень чудную колыбельную, безбожно тряся в руках принцессу, очень хороший язык, что Блоха даже решила, что и он - природный итальян, однако дома уже выяснила - нет, наш синьор, Валентин Чирков.

Потом пошел праздник. На сцену высыпал весь наличный состав Конверватории. Круг почета сделали хористы, потом в другую сторону сходили феи, наконец, вышли Король с Королевой, они тоже совершили круг почета. Хор, кстати, ходит отвратительно! Ужасно непластично и неизящно! А ведьт преподают в Консерватории сценическое движение. В общем, все по кругу прошлись, как цирковые лошадки, и запели, начали на все лады склонять bimba felice - счастливый младенец женского пола.

После умилительного счастья, явилась зеленая фурия. Хор, словно хор из фильмов, рисующих оперную халтуру, подбоченился, принял скорбные позы, некоторые завалились друг на друга, как на пикнике. Злая фея не пела, а говорила речитативом, поэтому слышно было ее хорошо, художник на заднем плане быстренько изобразил Медузу Горгонян - вышло похоже. Злая фея напоследок пророкотала про vendett'у и демонически просила в зал: "Il mio regalo ecco! Le offro!" (Вот мой подарок, вам его преподношу) и убежала, демонически смеясь. Балетная пара в черных костюмах станцевала balletto furioso, были даже фуэте. А хор запел огорченно: "А-а-а-а-а, о-о-о-о!".

Следующим был эпизод с веретеном. Веретено оказалось разговорчивым - необычайно стройная оперная девушка с пропорциями, которым позавидовала бы балерина, мечтающая танцевать главную партию в "Лебедином озере". Но эту красоту поставили стоять столбом и петь. Может, и к лучшему, потому что когда в конце эпизода Веретено направилось в кулисы (а было оно на высоких каблуках), то оно туда в буквальном смысле поковыляло, словно моя пятилетняя (почти) Александра, напялившая мои выходные туфли.

Ладно, врывается Принцесса, вся в белом, кружится и вопит: Primavera! Primavera! Весна, значит, царит в ее сердце. Музыка в этом эпизоде быстрая, ликующая, ну прямо выход Авроры в балете Петра Ильича - ой не зря Респиги курс композиции проходил в Санкт-Петербургской консерватории! Был в этом эпизоде еще и Кот, но и он, и Веретено сильными голосами не обладали, поэтому текст их Блоха не расслышала. Укололось барышня, прошептала про боль nel cuore (в сердце) и затихла. И тут злющая фея жутковато так зашипела: "Nessun aiuto! Corri, corri, muor tua bimba... Ha-ha-ha..." (Никакой помощи, беги, беги, умирает твое дитя, ха-ха-ха!", даже страшно стало! Сим закончился первый акт.

Ибо, как писал Богдан, буфет Консерватории захотел выполнить бизнес-план и потребовал антракта, чтоб зрители смогли выпить шампанского по 150 рублей и съесть бутерброд с семгой по 170 или с красной икрой по 190. Да, кстати, у Блохи в холодильнике банка финской икры стоит. Извините, у меня тоже антракт. (причавкивая): Эх, жаль нет у меня шампанского... Хотя, есть коньяк. Извините, даю пока первый звонок... (Чокаясь с экраном компьютера): Богдан, за Ваш успех! Хорошо пошло! Был дан третий звонок. Продолжаем наш спектакль, просьба артистам, занятым в начале второго действия, занять свои места.

Второй акт открывался комической сценкой докторов, силящихся разбудить Принцессу - ведь режиссер с фантазией придумал бы здесь много веселых мизансцен, а не отдал бы на импровизацию исполнителям. Папа с мамой запели горестный дуэт: "Ой-ой-ой", к ним присоединился тоскующий хор: "Оооо, аааа", прерываемое многократно "Questa fanciulla" (эта девушка). Думаю, зрители к концу спектакля это слово должны бы и выучить. Вот в этом эпизоде и были забавные паучки, положительные, кстати, персонажи, вызванные доброй феей опутать паутиной замок.

Следующий акт открывается жанрово-комической сценкой Лесника. Отличный язык, отличная дикция, отличное пение, опять Блоха ошиблась в предположении, что поет истинный житель Аппенинского полуострова. Наконец ПрЫнц явился! Блондин, под ручку с Герцогиней, которой уже на пятом шаге делает предложение. Лесник втюхивает принцу легенду о спящей красавице. Тот, услышав bella biona (красавица-блондинка), тут же оставляет свою брюнетку Герцогиню и бежит к замку. Как мало мужикам надо! Впрочем, может Лесник еще и про сиськи что-нибудь добавил... Герцогиня тоже в лесу одна не осталась, вылез Доллар (символ богатства), почему-то похожий на Владимира Кехмана. Задав сакраментальный вопрос: "Quanto costa", он взял Герцогиню под локоток и увлек ее в чащу...

Принц тем временем о чем-то пел. Пел очень страстно. Потом явился в замок Спящей красавицы. Там был очень хороший эффект: он задавал всякие вопросы, а эхо ему отвечало: amore, amore... Обойдемся без перевода, ведь все понятно? Единственное чем Блоху обидел Принц - так это невежливым отношением к Паучку-Богдану. Богдан старался, 100 лет сохранял целомудрие принцессы, чтоб в финале беспорочной службы получить такой хамский пинок от случайно забредшего гражданина. Оскорбилась Блоха за любимого персонажа. В общем, очнулась принцесса. И тут герои уже на два голоса заголосили: "Primavera! Primavera", сады, значит, в душе их расцвели... Ну тут все феи вышли, довольны работой, хор очнулся и все в мажоре завели: "Оооо! Аааа!", радуются, значит.

В финале опять очень антуражные Богдан и Нонна вышли. Сначала они менуэт забацали (мол, вчерашний день), а потом на фокстрот перекинулись. Либретто обещало, что этот танец станцуют оперные герои, но те где-то сбоку по-дискотечному виляли бедрами. Тьфу это было, а не фокстрот (в смысле "оперного" исполнения). Ох, не учат танцам вокалистов, ох не учат!!!

Вывод. Хоть буфет и закрыт, а еще рюмку налью. Здорово, что узнала о такой чудной опере! Спасибо всем постановщикам, музыкантам, дирижеру (Марко Паче), солистам, что вывели ее из небытия! Может, первый консерваторский опыт пробудит эту Спящую красавицу к долгой и счастливой сценической жизни...

Консерватория, "Спящая красавица в лесу", опера, Респиги

Previous post Next post
Up