Сейчас на сцене Пермского театре оперы и балета имени Чайковского идет премьера балета Форсайта "The Second Detail". Блоха непременно отпишет о своих впечатлениях. Пока - почитайте пресс-релиз театра.
The Second Detail. Одноактный балет. Поставлен в 1991 году, премьера в Перми состоится в 2012-м.
Не ученик Джорджа Баланчина, но его творческий последователь, развивший в собственном ключе идею чистого танца, Уильям Форсайт - живая балетная легенда.
Его называют деконструктивистом академического танца, но компании по всему миру почитают за честь иметь в репертуаре его постановки. У нас в стране до сих пор этим правом обладали только Мариинка (3 балета) и Большой театр (1 балет).
Своих главных успехов ньюйоркец Форсайт добился в Европе. С 1984 по 2004 год он возглавлял труппу Франкфуртского балета, создав ей репутацию одной из самых прогрессивных в мире. В 2005 году он основал собственную труппу - Forsythe Company, которая базируется в Дрездене и Франкфурте-на-Майне.
The Second Detail Форсайт сочинил в разгар своего франкфуртского периода в карьере, в начале 1990-х. Историки балета характеризуют дух и стиль этих лет как «поздний классический Форсайт». 13 танцовщиков в лаконичных небесно-голубых костюмах под изобретательный синтетический бит голландца Тома Виллемса, постоянного соавтора Форсайта, иллюстрируют излюбленный прием хореографа - внезапное зарождение движения в разных группках танцевального ансамбля и многовариантное противопоставление их друг другу. Пермская постановка The Second Detail станет премьерой этого балета в России.
Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета, художественный руководитель постановки:
«Форсайт - это Леонардо да Винчи от балета»
- Я мечтал перенести в Пермь хореографию Уильяма Форсайта с первых дней, как возглавил балетную труппу пермского театра. Желание поделиться с российской публикой интеллектуальными, зрелищными спектаклями этого легендарного хореографа зрело во мне со времен работы в Мариинском театре, где я был репетитором его балетов. Переговоры с Фондом Форсайта велись на протяжении нескольких лет и, наконец, увенчались успехом.
Российская повестка дня в балете такова, что публика слабо представляет себе, кто такой Уильям Форсайт и какое положение он занимает в иерархии хореографов. Рядом с его именем нередко пишут слово «модерн», имея в виду нечто современное, но непонятно что. На самом деле хореография Форсайта очень «классична». Вслед за Джорджем Баланчиным Форсайт определил развитие классического танца в ХХ веке, став на несколько десятилетий главным представителем направления в танцевальном искусстве, именуемым «неоклассикой».
Как и Баланчин, Форсайт - а те, кто проходит через его тексты, отчетливо различают в его хореографии отголоски стиля великого мистера Би - стал одним из главных балетмейстеров ХХ века. Можно проследить прямую традицию: Петипа - Баланчин - Форсайт. Это люди, которые кардинальным образом повлияли на историю балетного танца и пуантной лексики. В репертуаре пермской труппы есть классическое наследие Петипа, мы исполняем программные и эксклюзивные балеты Баланчина и отныне готовы представить хореографию Форсайта.
The Second Detail - один из хрестоматийных балетов Уильяма Форсайта. И в России он до сих пор оставался неизвестным. В действительности The Second Detail концептуальнее других балетов, исполнявшихся в прежние годы в Мариинском театре - In The Middle, The Vertiginous Thrill of Exactitude и Steptext - и в Большом театре - Herman Schmerman. В нем как никогда ярко воплощена идея точек в пространстве, в которых зарождается движение, и каждый жест танцовщиками исполняется супервыворотно и суперточно. В The Second Detail видно, как Форсайт синтезировал классическую традицию пуантного танца с новаторскими идеями основоположника направления «модерн» Рудольфа Лабана и окрасил эту смесь в свой цвет. В результате мир получил Леонардо да Винчи от балета.
Я заметил, что, пропустив через себя тексты Форсайта, артисты, как правило, еще лучше исполняют классическую хореографию. В то время как Баланчин прочищает мозги, Форсайт прочищает тело. Артисты с классической школой танца после его хореографии начинают лучше цепляться за пол, лучше вращаться, у них уходит зажим из плечевого пояса. Весь двигательный аппарат начинает работать четче. Поэтому «профилактика Форсайтом», в особенности для российских танцовщиков, полезна как в эстетическом, так и в практическом плане.
На премьере в Перми The Second Detail мы поставили вместе с моими «Вариациями на тему рококо» и Souvenir Дагласа Ли. Да, согласно исторической логике, следовало бы добавить к ним еще и балет Баланчина, к примеру, Kammermusik № 2. Однако нам хотелось познакомить публику именно с поздней неоклассикой. В этом ряду Форсайт - самый ранний представитель позднего периода, затем идет выпускник Королевской школы балета в Covent Garden Даглас Ли и самый поздний по времени появления на свет балет - это мой, «Вариации на тему рококо», который, кстати, является чистым оммажем хореографии Джорджа Баланчина. Круг замкнулся: этим балетным вечером пермская труппа представляет третью стадию развития классического танца на пуантах в ХХ веке после эпохи Баланчина и Форсайта и переходит в XXI век.