В моем недавнем посте, который собрал более полутора тысяч комментариев (кто бы мог подумать, что людей так взволнует
самоуправство по идеологическим мотивам некого молодого человека!), прозвучало много мнений. Значительная часть - хамская и нецензурная, вне зависимости от того, на какой политической платформе находились "оппоненты". Как водится, беседа перешла в другую плоскость - кого надо стрелять, каким способом уничтожать несогласных, куда и кому ехать, выражались самые смелые сексуальные фантазии. Многие комментарии практически любого поста, попавшего в топ, можно определить бессмертной фразой Задорнова: "В сумасшедшем доме сегодня день открытых дверей"... Но несколько тем мне захотелось бы обсудить отдельно.
Одна из них - понятие "герой-ровесник" у наших детей. Мы росли на книгах советских авторов, воспевавших героизм юных участников революции и Великой Отечественной войны, смотрели фильмы про них и пели песни. Про пионеров-героев мне тут сказали, что нечего их в пример ставить, ибо это война. Допустим, обсудим тогда юных революционеров. Отложим обсуждение пионеров-геров до следующего раза, поговорим о юных революционерах, тем более, политические ситуации с хронологическим разрывом в 100 лет весьма схожи.
Мы, школьнки 1970-х годов совершенно нормально воспринимали, что дети и подростки принимали участие в революционных событиях. Во множестве книг, которые я читала в детстве, дети раздавали листовки, интересовались политической жизнью страны, пели революционные песни, у некоторых из них, детей из "приличных семей", родители-интеллигенты (отец - врач, учитель юрист) просвещали детей относительно несправедливого устройства мира вообще и в частности в России. Они спасали революционеров, прятали их, перевязывали раны, помогали уйти от полиции, бегали на разведку, выступали в роли связных и совершали прочие революционные деяния (некоторые даже постреливали и кидали бомбы). Для нас, детей и подростков, такие поступки были совершенно нормальными: ведь эти дети боролись за правду, свободу и счастье своего народа и своей Родины.
Т.е. детей всегда воспитывали на примерах из жизни их сверстников. И всегда в литературе были примеры, когда наши литературные сверстники выступали против существующего государственного порядка. Их поступки никого не шокировали и их никто не считал антиобщественными, а, напротив, интерпретировались как положительные. Опять же, с точки зрения сегодняшнего дня: в книгах моего детства дети и подростки выступали против существовавшего политического строя и государства.
Эти идеи, кстати, еще официально не запретили, книги про юных революционеров не признаны экстремистскими. Наши дети их могут прочесть, если у кого-то они остались из детской библиотеки. Да, в общем-то, им и дают читать в качестве школьной программы или внеклассного чтения.
В этих книгах транслируются следующие идеи:
1. дети и подростки имеют право бороться против несправедливого строя и принимать участие в революционном движении
2. дети и подростки могут и должны вносить свой посильный вклад в революционную борьбу
3. дети должны быть политически грамотными и подкованными, т.е. иметь собственные убеждения
4. дети могут и должны помогать взрослым в революционной борьбе доступными им способами
5. если родители поддерживают своих детей в их взглядах, то это прогрессивные родители, любящие свое чадо
6. участие детей и подростков в митингах и демонстрациях - это вообще обязательная часть детства юного революционера
7. подростки примают участие в деятельности подпольных революционных групп
Сегодня, когда дети и подростки имеют собственное мнение (это, кстати, многих комментаторов удивило, ибо они считают, что у детей нет и не может быть никакого политического мнения), когда они выходят на уличные протесты, этих детей и их родителей начинают ошельмовывать, приписывать им отсутствие собственного ума и так далее по списку и предлагать самые страшные кары этим подросткам и их родителям (да, добрый у нас народ, добрый).
Но вот сейчас: пишут ли нашим детям художественные книги или истории об их сверстниках, которые совершают героические поступки на политическом поприще? Или нас ждут книжки про то, как Вова Путин был маленьким, как Алеша Миллер выключал плиту у бабушки-соседки, как Герочка Греф собирал в копилочку копеечки?