А знаете ли вы, что Советский Союз таки принял участие в первом Мундиале в 1930 году? Советский Союз послал команду футболистов в некую "фашистскую" страну защищать идеи пролетарской революции и отстаивать преимущества советского образа жизни. И, конечно же, наши победили, а заодно и местный пролетариат воодушевили на классовую борьбу.
Первый чемпионат мира по футболу не мог пройти незамеченным мимо советского правительства. 1930 год оказался рекордным для... балетов и номеров на футбольную тему. Увидели свет два балета на главнейших сценах Советского Союза - в московском Большом театре и ленинградском ГАТОБе (бывшем Мариинском). Оба - "урбанистические спектакли", насыщенные элементами "акробатики и театрализованной физкультуры".
В Большом театре поставили балет "Футболист" на музыку Виктора Оранского, балетмейстеры Л. Лащилин и И. Моисеев. Идеологически балет представлял собой сатирическую комедию: в нем действовали две пары главных героев - положительные (Футболист и Метельщица - так политически корректно назвали прозаическую профессию дворничихи) и отрицательные, представители нэпманской буржуазии (Франт И Дама).
Метельщица безукоризненно мела улицы, Футболист блестяще играл в футбол, Франт и Дама шарились по Моссельпрому и влюблялись в классово чуждых им элементов. Франт и Дама безуспешно пытались соблазнить Метельщицу и Футболиста в закрытом на ночь Моссельпроме, но почему-то им это не удавалось.
Кульминацией спектакля был футбольный матч в исполнении артистов балета.
Уже позже Игорь Моисеев для своего знаменитого Ансамбля народного танца поставит номер "Футболисты", в котором, однозначно, восстановит фрагмент этого забытого балета. Вот видео (около 5 минут), посмотрите, не пожалеете:
Click to view
Покончив с буржуазными элементами, советская балетная молодежь активно участвовала в социалистическом строительстве на балетной сцене. По сцене катался практически настоящий трактор, исполнялись танцы Урожая, Нефти, Угля и Воды. Но дворничиха на пуантах выглядела более чем фальшиво, и балет быстро сняли с репертуара.
Если перенести действие "Футболиста" в сегодняшние реалии, это был бы забавный сюжет. Элитарный футболист вдруг ухлестывает за дворничихой, а на него охотится дама, скажем, депутат государственной думы, а другой депутат, увидев из окна мерседеса смазливую дворничиху (ничуть не из Узбекистана!), начинает за ней ухаживать. Из Моссельпрома я бы перенесла действие в ночную государственную думу - ох, чего бы там можно было бы наворотить! Ну а в финале народ бы славил грядущую пенсионную реформу и луноликого... Либреттисты, ау! Дарю идею! Яна,
ya_exidna, а? Правда, как мне кажется, получается некоторый диссонанс в персонажах, ибо футболист, и нэпманы нынче находятся в одной сословной категории. Но и метельщицу можно сделать, например, управляющей ЖЭКом, и тогда она тоже станет, в некотором смысле, элитой.
Второй балет про футбол назывался "Золотой век" и был показан в ленинградском ГАТОБе (бывший Мариинский театр) , балетмейстеры В. Вайнонен и Л. Якобсон. Здесь на социалистических стройках уже не вкалывали, но противопоставляли советских людей представитялем международной реакции. Балет создавался весьма прогрессивно: впервые был объявлен конкурс на сценарий советского балета. Техзадание было максимально конкретным: "Сценарий должен явиться не случайной рамкой для показа танцев, но законченным драматическим произведением с осмысленным сценическим действием. Тематика должна быть современной. Возможно введение в действие элементов фантастики, особенно в духе Жюля Верна". Предлагался и круг тем для нового балета: возмоны сюжеты из эпохи гражданской войны, социалистического строительства, бытовой материал этнографических народностей СССР.
Изначально балет думали назвать "Динамиада" (привет футбольной команде "Динамо" при ОГПУ!), но затем переименовали в "Золотой век". Музыку написал Дмитрий Шостакович, для которого это был первый балет. Молодой композитор (ему было 23 года) любил футбол, имел удостоверение судьи республиканской категории и сочинил партитуру за три месяца. В статье перед премьерой балета он (на всякий случай) написал: «Западноевропейские танцы носят характер нездоровой эротики, что так характерно для современной буржуазной культуры, советские же танцы я считал необходимым насытить элементами здоровой физкультуры и спорта».
На индустриальную выставку "Золотой век", проводящуюся в некоей фашисткой стране (напомню: идет 1930 год), приезжает советская футбольная команда играть матч против команды фашистской. Фашистскую команду принимают с большим почетом, советских футболистов - враждебно. Знаменитая фашистская танцовщица Дива желает обольстить советских футболистов (вероятно, сразу всех) и исполняет страстную вариацию. Ответом на нее является «советский пляс», полный жизни и здоровой энергии. Тогда неудовлетворенная Дива танцует эротический танец с Фашистом.
В противовес этому двое советских футболистов танцуют с негром-боксером Танец солидарности. Как видим, советские футболисты в то страшное время были куда более сексуально раскованными и даже, не побоюсь этого слова, первыми участниками будущей ЛГБТ.
Советская команда отказывается выпить за здоровье хозяев. Фашисты в ярости набрасываются на членов команды. В целях самозащиты начальник команды поднимает руку с футбольным мячом. Приняв мяч за бомбу, фашисты в панике падают на пол, следует "редкий случай массовой истерики" (либретто). Акт заканчивался "вакханалией фокстрота".
Во втором действии начальник советской команды, девушка-комсомолка и негр гуляют по городу. Советскому футболисту подсовывают фальшивые листовки и его арестовывают. Негр с комсомолкой сбегают. Действие переносится на рабочий стадион, куда торжественным маршем входят советские футболисты. Угнетаемые буржуазией рабочие проводят спартакиаду, предаются спортивным упражнениям и играют в футбол с советской командой. Кульминацией рабочей спартакиады становится квинтет сексуально раскованной Комсомолки и четырех рабочих-спортсменов.
Тем временем, фашисты что-то празднуют. Танцы (чечетка, полька, фокстрот) символизируют бездуховность буржуазного мира. Главный фашист переодевается в костюм начальника советской команды (бедняга, видимо, голышом сидел в фашистской тюрьме) и танцует с Дивой. В этом состояла задуманная провокация - показать измену советского человека социалистической Родине. Но тут являлись возмущенные рабочие, прибежали прямиком со стадиона. Комсомолка разоблачает Фашиста, рабочие освобождают начальника советской команды (интересно, он в трусах из тюрьмы вышел?). Балет заканчивается танцем солидарности рабочих и советской команды, который является «танцем трудовых процессов».
Этот балет тоже разругали, в выражениях не стеснялись: «буржуазный стиль», «политический дальтонизм», «формалистические загибы»; стремление представить буржуазный мир в сатирическом свете было истолковано как «легализация приспособленчества к идеологии западного кабака", авторам досталось и за искажение советской действительности и клевету на современность.
Из 1930 года сохранился лишь прекрасный номер "Футболист", тоже, несомненно, являющийся откликом на футбольный чемпионат мира в Уругвае. Его сочинил для себя блестящий виртуоз и великолепный актер Асаф Мессерер (дядя Майи Плисецкой), где один танцовщик разыгрывал все футбольные страсти. Номер этот сохранился, и я предлагаю его посмотреть с участием самого Мессерера, репетирующего с Владимиром Васильевым.
Click to view
Всем - хорошего и интересного сегодня финала. Как знать, может, и этот Мундиаль найдет свое отражение в искусстве танца. Тем более, в Уфе обещали показать в этом году балет "На футбол".