Якобсон the Best!

Nov 18, 2016 12:08

Театр балета имени Леонида Якобсона отметил свое 50-летие. Вечер в Эрмитажном театре получился прекрасным во всем, что относилось к творческой стороне.





Сначала был показан небольшой фильм. С удивлением узнала, что в 1917 - 1920 годах 13-летний Якобсон совершил кругосветное путешествие. Он был в числе тех детей Советской России, кого американская Армия Спасения вывезла из воюющей страны и спасла им жизни. Три года дети перемещались из Владивостока в Соединенные Штаты Америки, потом - Франция, потом Финляндия. А из Финляндии тех, у кого родители остались в живых, вернули на Родину, и среди них был Якобсон. Ровесник великого Баланчина, они не учились вместе, как можно было бы предположить. Когда Георгий Баланчивадзе выпустился из Театрального училища, переросток Якобсон только туда поступил на вечернее отделение. А потом была редкая работа, постоянный государственный прессинг и придирки чиновников, мечты о собственном театре и, наконец, ее осуществление. Якобсону отдали "некондицию": небольшой театр балета, который провалил поставленные культурные задачи. Наконец у Якобсона появился свой дом. Который живет уже 50 лет!

После фильма началась официальная часть: представитель Комитета по культуре Санкт-Петербурга награждал грамотами и благодарственными письмами артистов и сотрудников театра. Когда стали вызывать начальников костюмерного и монтажного цеха, я бы не удивилась, услышав: "А теперь заслушаем начальника транспортного цеха". Но плавно перешли к артистам балета и "репетиторам по балету". А вот, интересно, какие еще репетиторы могут быть в театре балета? Репетитор по вокалу? Репетитор повождению машины? Хорошо еще, что артистов балета не называли "артист по балету"... И явный чиновничий ляп (или сознательная намеренность): среди осчастливленных благодарственными письмами не оказалось Александра Александровича Степина, "якобсоновца" одного из первых призывов, блестящего знатока хореографии Якобсона, репетитора театра, который подготовил юбилейный концерт. Странно и неприятно было... Но благодарственное письмо А.А. Степина все же настигло - от его любимого театра.

Потом был концерт, прерываемый вручением благодарственных писем некоторым артистам балета. Вообще, эта процедура поощрения выглядела как-то странно: до концерта наградили педагогов, начальников различных цехов и некоторых артистов. Во время концерта награждение артистов продолжилось. Причем, некоторые уже были награждены до концерта, а некоторым вручали почетные грамоты уже на сцене, сразу после выступления. Причем, награждали далеко не всех выступавших. Ох, невозможно постичь чиновничьи замыслы!

Сам же концерт состоял из 9 номеров в хореографии Якобсона. И это было лучшим посвящением Мастеру - лучшие фрагменты из его хореографии, так сказать, золотая коллекция! Всего 9 номеров, но с неимоверной концентрации балетмейстерской гениальности!

Открывавший вечер "Свадебный кортеж" (солисты Евгений Владыкин и Ольга Михайлова) - одно из немногих произведений советских хореографов ХХ века, которые читаются, как книга. Потрясающая образность, насыщенная пластическая повествовательность, неповторимый авторский язык. Я уже на первых тактах чуть не расплакалась, такой сильный эмоциональный посыл шел в зал. А  как еще может быть? Выстраданный спектакль, который изощренно и издевательски запрещали и не пускали, но он жив и если бы составляли золотую антологию советской хореографии, "Кортеж" там должен быть всенепременно! Оля ptiz_siniz, когда мы учились в Консерватории, написала прекрасный, потрясающий текст об этом балете. Лёлик, он у тебя сохранился?

Второй номер - "Вестрис" в исполнении Сергея Крылова (ведущий почему-то называл его ВЕстрис, с ударением на первый слог), прекрасный монолог, поставленный на Михаила Барышникова. Опять же, на примере этого соло балетмейстерам нужно учиться - как распределять танцевальный материал на 7-8 минут сценического времени для одного (!) артиста, сочетая сольные виртуозные фрагменты с элементами пантомимы, при этом не теряя нерва. Замечательный монолог о судьбе художника, не фигляра, кривляющегося на подмостках для потехи вальяжно расположившейся публики, но Творца, исполненного чувства собственного достоинства!

В дальнейшем последовании номеров можно было найти намек на цикл семейного быти.  "Деревенский Дон Жуан" (Анна Сергеева и Игорь Ячменев) - знакомство и заигрывание в яркой буффонадной манере. "Влюбленные" (Дарья Белова и Айдар Ишмухаметов) - "переключение" в лирический положительный план: целомудренные мечты молодой пары о будущем. "Размышление" (Дарья Ельмакова и Роман Андриенко) - та самая воспетая-перевоспетая "вечная лубоффф" в традиционной бело-голубой гамме, прямо говорящей о высоком и духовном. "Подхалим" (Сергей Давыдов) и "Баба Яга" (Андрей Гудыма) - во что могут со временем превратиться муж и жена. Не обошлось без уморительных гротескных "Кумушек" (Наталия Инюшкина, Дарья Белова, Ангелина Григорьева, Дарья Токарева, Александра Кожевникова) и якобсоновской классики - элегантно-ироничного "Венского вальса" (Елена Чернова и Артем Пыхачов).

А я в очередной раз поражалась: насколько современна эта хореография сегодня! То, что Якобсон - гений, он и сам об этом знал. Но как остро воспринимаются его постановки сегодня - это удивительно. Как его гнобили чиновники и властные от культуры люди, не давали ставить, измучивали постоянными придирками, издевались, требовали переделок. И как он им отвечал - своей гениальной хореографией. А вот прошло уже более 40 лет с его смерти, более 110 лет со дня его рождения, но кажется: переодень героев его миниатюр, оставив хореографию в неприкосновенности, и это будет рассказ уже о наших днях и наших современниках.

"Деревенский Дон Жуан", облаченный, скажем, в Гуччи и Праду, да так, чтоб бирки болтались, расскажет о простых радостях простого трудящегося народа, который хочет, чтобы все было "не хуже, чем у других". Пусть "Подхалим" выйдет в стильном костюме и с портфельчиком в руке - это будет наиправдивейший пластический портрет наших чиновников и министров. Сплетничающие, давящиеся от обилия новостей и вываливающие их в информационное пространство "Кумушки" - да это ж наше телевидение со всеми киселевыми, леонтьевыми и прочими. А "Венский вальс" можно смело переименовать в "Московский", интерпретировав его как одну из многочисленных светских тусовок с необязательными знакомствами, сексуальными интрижками и понюшками отнюдь не табака...

В общем, Якобсон - не только the Best, он еще и forever!

Якобсон Леонид, Театр имени Якобсона, балет

Previous post Next post
Up