История турецкого кинематографа: по мотивам диссертации

Mar 13, 2012 21:30


Попалась мне в руки интересненькая диссертация про становление турецкого кинематографа. Автора называть не буду - ему еще защищаться. Но много познавательного узнала. Наиболее интересные выдержки:

Если во многих странах Европы фильмы поначалу демон­стрировались в балаганах и случайных помещениях, то в Турции их показывали в читальнях, в театрах, а впоследствии- в учебных заведениях. Первые публич­ные сеансы в пивном салоне были обставлены, словно в театре. Театр, говорите? Читальни? Пивной салон как явление культуры...

«Уничтожение памятника русским войскам в Сан-Стефано» - появление этого двадцатиминутного доку­ментального фильма считается в Турции днем рождения отечественной кинопромышленности. Ну, конечно, без России не обошлось. Хоть таким образом, но поспособствовали рождению турецкого кинематографа. Надо было бы отдельную главу написать "Российско-турецкие взаимоотношения как стимул для рождения национальной турецкой кинематографии"

Основатель Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк придавал кинематографу большое значение. Свое отношение к нему он выразил в известном изре­чении, которое можно и сегодня прочесть на плакатах, развешанных чуть ли не во всех кинотеатрах страны: «Кино - это такое открытие, которое со временем по­влияет на мировую цивилизацию больше, чем изобре­тение пороха и электричества. Кино будет знакомить людей, живущих вдалеке друг от друга, и возбуждать любовь между ними, будет стирать противоречия во взглядах, окажет большую помощь в осуществлении человеческих идеалов. И мы должны придавать кине­матографии то значение, которого она заслуживает». Ну чем не наш Владимир Ильич с его бессмертным "Из всех искусств для нас важнейшим является кино!".

В начале прошлого века женщины в Турции не могли участвовать в театраль­ных представлениях. В кино же не хотели играть даже исполнительницы знаменитых «танцев живота», считая съемки оскорбительными для своего достоинства. Поэтому женские роли в турецких фильмах играли армянки и гречанки, жившие в Турции - весьма характерная демонстрация отношения к народам, населявших Турцию. Ага, армянки и гречанки - хуже падших женщин...

Фильм «Айсель - девушка из залива» (1934) был поставлен по мотивам рассказов известного русского писателя Александра Грина, и очень понравился турецким зрителям. Любопытно, что после демонстрации этого фильма русский головной платок, который носила героиня, стал в те годы модным в Турции. Вот и еще один важный факт о влиянии на турецкий кинематограф русской культуры. Многозначительным замечанием о платке рассказ о фильме исчерпывается.

Так, короткометражный художественный фильм «Брачная ночь, или Окровавлен­ная Нигяр»  (1933), снятый   Хикметом,   рассказывал о первой супружеской ночи несовершеннолетней девушки и пожилого мужчины, обличал пережитки прошлого и каноны шариата. О, никак к истории турецкого порно подошли!  Тема, впрочем, оказалась лишь заявлена, но не раскрыта.

В связи с подготовкой к празднованию пятисотлетия взятия турками Константинополя (ныне Стамбул) по заказу правительства были сняты пафосные исторические фильмы, прославляющие Осман­скую империю,- «Сул­тан Селим Грозный и янычар Хасан», «Султан Баязид и Тимур» режиссера Мюнира Хайри Эгели, «Хайреддин-паша Барбаросса» Баха Геленбеви, «Султан Явуз Грозный плачет» Сами Аяноглу и др. Ну... В общем, про Грозного, параллели неизбежны...

В   1958 г. «Закон о контроле над кино­продукцией и киносценариями». Первая часть закона касалась вопросов контроля над кинорепертуаром, вторая содержала положения, связанные с правом на съемки. Для получения разре­шения на съемки фильма студии необходимо было об­ратиться с прошением к местным гражданским властям (губернатору вилайета), в котором указывались место и время съемок, сюжет фильма и лицо, ответственное за выпуск картины. Гражданские власти направляли прошение  в министерство внутренних дел, которое по­ручало рассмотрение вопроса специальной комиссии, находившейся в Анкаре. Она состояла из председателя и четырех членов - чиновников Главного управления безопасности, Генерального штаба вооруженных сил, министерства образования и министерства туризма и информации. Творческие работники кино в нее не вхо­дили. Председателем комиссии назначался представи­тель министерства внутренних дел. Комиссия выясняла следующее: не содержит ли сценарий фильма пропаганду политики иностранного государства; не унижает­ся ли в нем турецкое национальное достоинство; не оскорбляет ли он дружественные Турции страны; не противоречит ли он религии и нравственности; не ведет ли он политическую, экономическую или социальную пропаганду, направленную против существующего режима; не противоречит ли он общественному воспита­нию, морали, национальным чувствам; не компроме­тирует ли он «честь и доблесть» вооруженных сил; не наносит ли он ущерб общественной безопасности и пра­вопорядку; не содержит ли он мотивов, побуждающих к совершению преступления; не подрывает ли он госу­дарственные устои и не разглашает ли государствен­ной тайны. Если комиссия находила возможным, она разрешала съемки. Если в фильме обнаруживалось что-нибудь противоречащее закону о цензуре уже после того, как комиссия дала свое разрешение, министерст­во внутренних дел имело право наложить запрет на дальнейшие съемки или снять фильм с экрана. Для съемок и демонстрации фильмов за пределами Турции необходимо было получить специальное разрешение правительства. Очень правильный закон. Надо его предложить нашему Министерству культуры на рассмотрение. С резолюцией ФСБ.

«Колодец» (1968). В этой картине режиссер Метин Эрксан обращается к особенно актуальной для Турции того времени проблеме: к трагической судьбе турчанок, их положе­нию в обществе. Молодой мужчина домогается люб­ви деревенской девушки. Он хочет на ней жениться, хотя девушка не любит его. Тогда мужчина насильно увозит ее в горы, мучает и истязает. Спасая свою честь, девушка выдает его жандармам. Отсидев в тюрьме семь лет, мужчина возвращается в родную деревню. Он по-прежнему преследует девушку. Улучив благоприятный момент, мужчина снова увозит ее в горы и насилует. Жениться на ней он уже не хочет. По турец­ким обычаям девушку после случившегося никто не может взять замуж, все жители деревни чураются ее. Блюстители закона ни во что не вмешиваются. Девуш­ка решает сама расправиться с насильником. Случай помогает ей: однажды мужчина залезает в колодец, чтобы отремонтировать его. И девушка насмерть заби­вает его камнями. Она думает, что обретет свободу, что односельчане поймут ее. Но те начинают травить девушку. В конце концов она вешается на этом же колодце. Не поняла только одного: почему девушка, пока мерзавец сидел 7 лет в тюрьме, так и не удосужилась выйти замуж?

«Не­вестка Султан» в постановке режиссера Халита Рефига - разоблачает бытующие в турецкой деревне фео­дальные пережитки. Судьба краси­вой девушки Султан характерна для судеб многих ты­сяч турчанок. Ее покупает зажиточный крестьянин для больного сына, заплатив родственникам девушки 13 тыс. лир и дав быка в придачу. В брачную ночь умирает жених Султан. Чтобы оправдать расходы на свадьбу, глава семьи выдает Султан замуж за своего второго, пятилетнего сына. Султан становится воспитательни­цей мальчика. Это длится 13 лет. Мальчик привыкает к Султан как к старшей сестре. Заметив, что ее «муж» влюблен в соседскую девушку, Султан устраивает им побег. По обычаям адата они должны быть убиты - «женатый» мужчина соблазнил невинную девушку. Ка­залось бы, теперь Султан свободна! Но глава семьи вновь выдает Султан замуж, на этот раз за третьего, двухмесячного сына. Ничего себе сюжет! Нет, эту диссертацию надо читать продюсерам сериалов - столько для себя найдут продуктивного!

Краткая характеристика турецких мелодраматических фильмов 1960-х - 70-х годов: трактовка образов героев всегда отличается опреде­ленной заданностью: отрицательные, злые персонажи - обязательно европейцы. Если же случается, что преступником становится турок,- то всегда под тле­творным влиянием европейцев.

Интересные заметки о турецком эротическом кино: В 60-70-е годы турецкий кинорынок был наводнен эротическими фильмами, созданными Орханом Аксоем, Османом С аденом, Оксалом Пекмезоглу, Темелем Гюредом и другими режиссерами. Роли невинных девушек, попав­ших в беду, в большинстве фильмов этого «жанра» играли актрисы Мине Мутлу, Арзу Окай, Сейда Караджа, а роли их -соблазнителей - Сермет Серденгечти, Ялчын, Гюльхан, Иылдырай Чинар. В основе этих лент лежат не реалистические коллизии, а стереотипные схемы. Главенствующая роль в них отводится внеш­ним данным исполнителей, а не мастерству перевопло­щения. Ни о каком духовном мире у героев таких фильмов не может быть и речи.  Сексуальная притягательность - вот основной критерий при определении продюсерами суммы гонора­ра за исполнение роли.

Самой преуспевающей актрисой сексуального кино в  Турции этих десятилетий была Мине Мутлу. Она при­шла в кино в конце 60-х годов. Обладая красивой внешностью, Мутлу снялась во многих фильмах, со­ставив конкуренцию знаменитой Тюркан Шорай. Однако, не обладая ярким талантом, повторяясь из роли в роль, она вскоре надоела зрителям. В период засилья сексу­альных фильмов Мутлу вновь появилась на экране. Чем меньше оставалось на ней одежды, тем больше был ее гонорар. Когда же Мутлу стала сниматься в костюме Евы, ее популярность у определенной части зрителей достигла вершины, а банковский счет изрядно увеличился. Если в начале своей карьеры она получала за участие в фильме 15 тыс. лир, то затем ее гонорар возрос до 50 тыс., а в 1975 т.- до 75 тыс. лир. В 1976 г. Мутлу запросила уже 100 тыс. лир за съемки в филь­ме. «Птенчик ты мой в веснушках», «Сладкая люби­мая», «Сладострастник», «Сладко и больно», «Кусочек секса», «Обними меня, Меляхат», «Влетит птенчик, вылетит птичка», «Женщина моя» - это лишь неболь­шая часть фильмов, в которых Мине Мутлу исполняла эротические роли. Ах, какие названия!!!

турецкий кинематограф - история

Previous post Next post
Up