Mar 13, 2012 21:30
Попалась мне в руки интересненькая диссертация про становление турецкого кинематографа. Автора называть не буду - ему еще защищаться. Но много познавательного узнала. Наиболее интересные выдержки:
Если во многих странах Европы фильмы поначалу демонстрировались в балаганах и случайных помещениях, то в Турции их показывали в читальнях, в театрах, а впоследствии- в учебных заведениях. Первые публичные сеансы в пивном салоне были обставлены, словно в театре. Театр, говорите? Читальни? Пивной салон как явление культуры...
«Уничтожение памятника русским войскам в Сан-Стефано» - появление этого двадцатиминутного документального фильма считается в Турции днем рождения отечественной кинопромышленности. Ну, конечно, без России не обошлось. Хоть таким образом, но поспособствовали рождению турецкого кинематографа. Надо было бы отдельную главу написать "Российско-турецкие взаимоотношения как стимул для рождения национальной турецкой кинематографии"
Основатель Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк придавал кинематографу большое значение. Свое отношение к нему он выразил в известном изречении, которое можно и сегодня прочесть на плакатах, развешанных чуть ли не во всех кинотеатрах страны: «Кино - это такое открытие, которое со временем повлияет на мировую цивилизацию больше, чем изобретение пороха и электричества. Кино будет знакомить людей, живущих вдалеке друг от друга, и возбуждать любовь между ними, будет стирать противоречия во взглядах, окажет большую помощь в осуществлении человеческих идеалов. И мы должны придавать кинематографии то значение, которого она заслуживает». Ну чем не наш Владимир Ильич с его бессмертным "Из всех искусств для нас важнейшим является кино!".
В начале прошлого века женщины в Турции не могли участвовать в театральных представлениях. В кино же не хотели играть даже исполнительницы знаменитых «танцев живота», считая съемки оскорбительными для своего достоинства. Поэтому женские роли в турецких фильмах играли армянки и гречанки, жившие в Турции - весьма характерная демонстрация отношения к народам, населявших Турцию. Ага, армянки и гречанки - хуже падших женщин...
Фильм «Айсель - девушка из залива» (1934) был поставлен по мотивам рассказов известного русского писателя Александра Грина, и очень понравился турецким зрителям. Любопытно, что после демонстрации этого фильма русский головной платок, который носила героиня, стал в те годы модным в Турции. Вот и еще один важный факт о влиянии на турецкий кинематограф русской культуры. Многозначительным замечанием о платке рассказ о фильме исчерпывается.
Так, короткометражный художественный фильм «Брачная ночь, или Окровавленная Нигяр» (1933), снятый Хикметом, рассказывал о первой супружеской ночи несовершеннолетней девушки и пожилого мужчины, обличал пережитки прошлого и каноны шариата. О, никак к истории турецкого порно подошли! Тема, впрочем, оказалась лишь заявлена, но не раскрыта.
В связи с подготовкой к празднованию пятисотлетия взятия турками Константинополя (ныне Стамбул) по заказу правительства были сняты пафосные исторические фильмы, прославляющие Османскую империю,- «Султан Селим Грозный и янычар Хасан», «Султан Баязид и Тимур» режиссера Мюнира Хайри Эгели, «Хайреддин-паша Барбаросса» Баха Геленбеви, «Султан Явуз Грозный плачет» Сами Аяноглу и др. Ну... В общем, про Грозного, параллели неизбежны...
В 1958 г. «Закон о контроле над кинопродукцией и киносценариями». Первая часть закона касалась вопросов контроля над кинорепертуаром, вторая содержала положения, связанные с правом на съемки. Для получения разрешения на съемки фильма студии необходимо было обратиться с прошением к местным гражданским властям (губернатору вилайета), в котором указывались место и время съемок, сюжет фильма и лицо, ответственное за выпуск картины. Гражданские власти направляли прошение в министерство внутренних дел, которое поручало рассмотрение вопроса специальной комиссии, находившейся в Анкаре. Она состояла из председателя и четырех членов - чиновников Главного управления безопасности, Генерального штаба вооруженных сил, министерства образования и министерства туризма и информации. Творческие работники кино в нее не входили. Председателем комиссии назначался представитель министерства внутренних дел. Комиссия выясняла следующее: не содержит ли сценарий фильма пропаганду политики иностранного государства; не унижается ли в нем турецкое национальное достоинство; не оскорбляет ли он дружественные Турции страны; не противоречит ли он религии и нравственности; не ведет ли он политическую, экономическую или социальную пропаганду, направленную против существующего режима; не противоречит ли он общественному воспитанию, морали, национальным чувствам; не компрометирует ли он «честь и доблесть» вооруженных сил; не наносит ли он ущерб общественной безопасности и правопорядку; не содержит ли он мотивов, побуждающих к совершению преступления; не подрывает ли он государственные устои и не разглашает ли государственной тайны. Если комиссия находила возможным, она разрешала съемки. Если в фильме обнаруживалось что-нибудь противоречащее закону о цензуре уже после того, как комиссия дала свое разрешение, министерство внутренних дел имело право наложить запрет на дальнейшие съемки или снять фильм с экрана. Для съемок и демонстрации фильмов за пределами Турции необходимо было получить специальное разрешение правительства. Очень правильный закон. Надо его предложить нашему Министерству культуры на рассмотрение. С резолюцией ФСБ.
«Колодец» (1968). В этой картине режиссер Метин Эрксан обращается к особенно актуальной для Турции того времени проблеме: к трагической судьбе турчанок, их положению в обществе. Молодой мужчина домогается любви деревенской девушки. Он хочет на ней жениться, хотя девушка не любит его. Тогда мужчина насильно увозит ее в горы, мучает и истязает. Спасая свою честь, девушка выдает его жандармам. Отсидев в тюрьме семь лет, мужчина возвращается в родную деревню. Он по-прежнему преследует девушку. Улучив благоприятный момент, мужчина снова увозит ее в горы и насилует. Жениться на ней он уже не хочет. По турецким обычаям девушку после случившегося никто не может взять замуж, все жители деревни чураются ее. Блюстители закона ни во что не вмешиваются. Девушка решает сама расправиться с насильником. Случай помогает ей: однажды мужчина залезает в колодец, чтобы отремонтировать его. И девушка насмерть забивает его камнями. Она думает, что обретет свободу, что односельчане поймут ее. Но те начинают травить девушку. В конце концов она вешается на этом же колодце. Не поняла только одного: почему девушка, пока мерзавец сидел 7 лет в тюрьме, так и не удосужилась выйти замуж?
«Невестка Султан» в постановке режиссера Халита Рефига - разоблачает бытующие в турецкой деревне феодальные пережитки. Судьба красивой девушки Султан характерна для судеб многих тысяч турчанок. Ее покупает зажиточный крестьянин для больного сына, заплатив родственникам девушки 13 тыс. лир и дав быка в придачу. В брачную ночь умирает жених Султан. Чтобы оправдать расходы на свадьбу, глава семьи выдает Султан замуж за своего второго, пятилетнего сына. Султан становится воспитательницей мальчика. Это длится 13 лет. Мальчик привыкает к Султан как к старшей сестре. Заметив, что ее «муж» влюблен в соседскую девушку, Султан устраивает им побег. По обычаям адата они должны быть убиты - «женатый» мужчина соблазнил невинную девушку. Казалось бы, теперь Султан свободна! Но глава семьи вновь выдает Султан замуж, на этот раз за третьего, двухмесячного сына. Ничего себе сюжет! Нет, эту диссертацию надо читать продюсерам сериалов - столько для себя найдут продуктивного!
Краткая характеристика турецких мелодраматических фильмов 1960-х - 70-х годов: трактовка образов героев всегда отличается определенной заданностью: отрицательные, злые персонажи - обязательно европейцы. Если же случается, что преступником становится турок,- то всегда под тлетворным влиянием европейцев.
Интересные заметки о турецком эротическом кино: В 60-70-е годы турецкий кинорынок был наводнен эротическими фильмами, созданными Орханом Аксоем, Османом С аденом, Оксалом Пекмезоглу, Темелем Гюредом и другими режиссерами. Роли невинных девушек, попавших в беду, в большинстве фильмов этого «жанра» играли актрисы Мине Мутлу, Арзу Окай, Сейда Караджа, а роли их -соблазнителей - Сермет Серденгечти, Ялчын, Гюльхан, Иылдырай Чинар. В основе этих лент лежат не реалистические коллизии, а стереотипные схемы. Главенствующая роль в них отводится внешним данным исполнителей, а не мастерству перевоплощения. Ни о каком духовном мире у героев таких фильмов не может быть и речи. Сексуальная притягательность - вот основной критерий при определении продюсерами суммы гонорара за исполнение роли.
Самой преуспевающей актрисой сексуального кино в Турции этих десятилетий была Мине Мутлу. Она пришла в кино в конце 60-х годов. Обладая красивой внешностью, Мутлу снялась во многих фильмах, составив конкуренцию знаменитой Тюркан Шорай. Однако, не обладая ярким талантом, повторяясь из роли в роль, она вскоре надоела зрителям. В период засилья сексуальных фильмов Мутлу вновь появилась на экране. Чем меньше оставалось на ней одежды, тем больше был ее гонорар. Когда же Мутлу стала сниматься в костюме Евы, ее популярность у определенной части зрителей достигла вершины, а банковский счет изрядно увеличился. Если в начале своей карьеры она получала за участие в фильме 15 тыс. лир, то затем ее гонорар возрос до 50 тыс., а в 1975 т.- до 75 тыс. лир. В 1976 г. Мутлу запросила уже 100 тыс. лир за съемки в фильме. «Птенчик ты мой в веснушках», «Сладкая любимая», «Сладострастник», «Сладко и больно», «Кусочек секса», «Обними меня, Меляхат», «Влетит птенчик, вылетит птичка», «Женщина моя» - это лишь небольшая часть фильмов, в которых Мине Мутлу исполняла эротические роли. Ах, какие названия!!!
турецкий кинематограф - история