Проповедь священника Константина Слепинина в Прощеное воскресенье 2016 г. (ранняя литургия), Храм Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове (кстати, в нашем храме начались работы по реставрации и восстановлению росписей):
Сегодня мы слушали фрагмент из Евангелия от Матфея, Нагорную проповедь. В ней говорится прежде всего, что в молитве "Отче наш" мы просим Господа, чтобы он отпустил нам грехи наши так же, как и мы прощаем их должникам нашим. Мы понимаем, что можно надеяться на прощение, когда обращаемся к Богу. Нам следует понимать другого человека, почему он согрешил против нас и быть готовыми простить, когда он просит у нас прощения. На практике все бывает гораздо сложнее. Нередко бывает, что обида, нанесенная нам, настолько сильна, что все наши теоретические знания о том, как нам следует себя вести, не оказывают на нас решающего воздействия по сравнению с той болью, которую мы получили. Это, конечно, неправильное, это ложное состояние души. Когда, зная слова Христа о необходимости прощать, надеясь, что нас Господь простит, мы сами оказываемся жестокосердными по отношению к нашим ближним. И если действительно ситуация настолько запущена, потребуются большие духовные усилия для ее исправления. Необходима усердная и продолжительная молитва, необходим и подвиг поста, чтобы размягчить душу. Пост положительно влияет на все компоненты духовной жизни. И нередко бывает так, что к концу поста человек оказывается готовым к прощению в гораздо большей степени, нежели перед тем, каким он был, начиная этот пост. И необходимо, конечно, исповедоваться в своем жестокосердии, своем злопамятстве, если мы знаем, что у нас такой грех есть.
Бывает, что мы легко прощаем, но затем, через какое-то время, воспоминания об уже прощенных нами грехах людей приходят к нам вновь. Это, безусловно, является искушением вражьим, которому надо сопротивляться молитвой, отклонять от себя помыслы и особенно молясь за того человека, против которого нам приходят эти воспоминания. Надо уметь прощать без каких-либо нравоучений, без сентенций, без условий, когда у нас просят прощения.
А также нам надо уметь просить прощения самим. Христианин, который не способен попросить прощения у другого человека, является печальным зрелищем. К сожалению, и нередко встречается: неспособность нормально, по-человечески отверзнуть свои уста и сказать обычные слова с просьбой о прощении. Люди порой запинаются, мнутся, пытаются сделать так, чтобы их простили без слов, или говорят: "Ну ты же понимаешь, чего я от тебя хочу". Хотя чего вроде бы проще: сказать "Прости меня" и на этом положить конец вражде, неприязни, розни. Но эти слова порой становится чревычайно трудно произносить. И с этим, дорогие братья и сестры, надо бороться всей нашей волей. Если мы виноваты, если совесть нас обличает, то не надо пытатся ее успокоить, не надо применять психологический метод отстранения, когда человек себе внушает, что ничего не произошло, что он не виноват, что все это ему показалось, и что можно продолжать жить дальше. Нет, необходимо нам набраться сил, проявить великодушие и просить прощения, будучи готовыми к любой реакции. Ведь и так бывает: человек прощения попросил, смирился, а в ответ слышит не сразу же "прощаю", а другие слова, не столь приятные на слух. И тут же желание мириться сразу же пропадает: "Ах не хочешь, ну и не надо, а я тебе и больше скажу..." Вот это все неправильно, и нам надлежит, прося прощение, проявлять смирение, даже если мы сразу просимого не получаем.
Сегодня день, который Церковь предлагает нам употребить именно для этого: чтобы простить и просить прощения, он так и называется в народе "Прощеное воскресение", и сегодня вечером, после вечернего богослужения, будет особый трогательный чин, когда мы будем подходить друг ко другу и просить прощения.
Но кроме этого, евангельское чтение в преддверии поста нас предупреждает, что не следует поститься напоказ, не следует уподобляться фарисеям, которые, постясь, всем своим обликом и поведением давали понять окружающим, что они-то сейчас соблюдают пост. В те времена, когда Господь говорил эти слова, не было многодневных постов. Пост был однодневным, и раз в году его на себя налагал весь израильский народ. Но некоторые ревнители благочестия дополнительно брали на себя этот подвиг и в другие дни года. И они в том числе изменяли свой внешний вид, надевая темные мрачные одежды, порой даже посыпали голову пеплом - это такой внешний знак покаяния. Но Господь говорит, что поступать надо совершенно противоположным образом: надо быть в лице ближних человеком веселым. Господь говорит: "Умой лицо свое, помажь голову свою". Это действие, противоположное посыпанию главы пеплом. Не пытайся, чтобы люди вознаградили тебя своим суждением, своей похвалой. Постись не для людей, но для Бога. Видящий тайное, Отец Небесный за это воздаст тебе явно. Что греха таить, порой и мы впадаем в это искушение, хочется нам порой дать понять другим людям, что мы-то, в отличие от них, постимся, делаем все правильно, все как надо, а наше грешное окружение поститься не хочет. Нам приятно, если нас выделят как постящихся, похвалят. Но все это абсолютно противно подлинному духу поста. Так, порой нам нужно свидетельствовать нашим ближним, что мы постимся. Особенно, когда нам предлагают разделить непостную трапезу, и мы можем отказаться от этого, или нам предлагают какое-то времяпрепровождение, несовместимое с духом поста - мы можем отказаться. Но свидетельствовать о том, что мы постимся, мы дожны совершенно спокойно, не преувеличивая своих заслуг и тем более, не противопоставляя себя, постящихся, тем, кто не постится.
И, наконец, последнее назидание, которое мы слушали в Евангелии, это назидание о том, что сокровища наше должны быть на небесах. Мы не должны прилепляться к сокровищам земным, которые повреждает тление, и которое расхищается ворами. Это назидание неочевидным образом связано с постом, поскольку страсть сребролюбия не имеет столь очевидной связи с постом, как, например, страсть к чревоугодию. Но в то же время пост - это время борьбы со всеми страстями, и апостол Павел говорит, что корень всех зол есть сребролюбие. Поэтому время Великого поста человеку, у которого эта страсть ярко выражена, следует употреблять для борьбы с ней. А всем остальным следует подумать: нет ли у нас привычного, незамеченного или даже неосознанного нами как грех, пристрастия к материальным благам. Не ценим ли мы их более, чем сокровища духовные, не являются и наши сокровища временным и тленным. Если это так, то время поста нам следует употребить для исправления этой ситуации. Аминь!