Дневник путешествия. Много букв, можно не читать.
14 ноября. Катаколон - Олимпия.
Первый день экскурсионной программы. Я всегда выступаю горячим поборником «био-гида»! Нет никого лучше, чем живой экскурсовод, а не книжка в руках или плеер в ушах! Любая экскурсия - это сольник для экскурсовода, в котором он должен наилучшим образом исполнить давно выученную роль, сыграть ее так, словно в первый раз, наполнить дыханием импровизации. А еще учесть множество сопутствующих факторов: интересы группы, ее готовность слушать экскурсию, даже погоду. В общем, как экскурсовод, я выступаю только за экскурсовода, особенно, если вы впервые в незнакомом месте.
Итак, Катаколон, порт в Эгейском море. Сама деревушка мало чем примечательная - местные жители живут, похоже, благодаря заходу в их порт больших туристических лайнеров, высыпают на улицы, открывают свои магазинчики и ресторанчики. И тут же сворачивают торговлю, как только лайнер отчаливает. Рядом с Катаколоном находятся развалины Олимпии. Вот туда мы и поехали на экскурсию.
Итак, мы на южной части Пелопонеса. Название означает «остров Пелопса». Мифологическая история этой земли захватывающая. Жил-был Пелопс, папа его был Тантал (да-да, знаменитые танталовые муки - его имени). А наказали Тантала за милый подлог: он попытался накормить олимпийских богов младенцем Пелопсом (такой заботливый папаша). В общем, папашу наказали муками имени его, мальчика, вероятно, в приют сдали, ибо про детство Пелопса наш гид Илья ничего не рассказал. Но вот, вступив в детородный возраст, наш герой пришел в эти места в поисках счастья и из-за нежелания оставаться в местах, где прошли трудные годы юности. В этих местах правил царь Намай. У царя Намая была дочь, и даже была сосватана девица. Но была у древних греков традиция: перед каждым важным делом испрашивать совета оракула. Явился Намай к оракулу: мол, дочь замуж выдаю, хорошо ли это? А оракул ему бормочет: «Умрешь ты от рук зятя своего!». Понятное дело, Намай тут же передумал дочь замуж отдавать - а кому охота помирать от рук родственника. Стал Намай устраивать гонки на колесницах с главным призом в виде дочери и половины царства. Причем, соревноваться надо было с ним самим, а кони у Намая были отменные, самые быстрые в этих местах. Так что у претендентов не было никаких шансов. Кстати, Намай, чтобы дочь потихоньку не сдружилась с незадачливым претендентом, после проигрыша гонок на колесницы всех участников ликвидировал. Голову отрубал. Нарубил он семь голов. Вот к такому царю явился Пелопс. Прознал он про приз и про сложности, обратился к родственникам-богам за помощью. Посейдон предоставил ему колесницу, но предупредил, что с конями Намая соревноваться в скорости невозможно, но зато кони Пелопса самые выносливые. Сложно с выносливостью победить, поэтому пришлось идти на подкуп: договорился с Миртием, слугой Намая, пообещав в награду за победу предоставить тому свою молодую жену в сексуальное пользование во время первой брачной ночи. Да, забыла сказать, что девицу звали Ипподамией и вряд ли она обрадовалась бы такой перспективе, но будущий муж ее в свои планы не посвящал. Слуга поменял железную спицу в колесе царя на восковую. В процессе забега воск растаял, колесниц развалилась, а Намай погиб, как и было предсказано, от рук зятя. А Пелопсу таким образом свезло еще больше: помимо отсутствия тестя, наличия головы и молодой супруги, досталась вся территория острова целиком. Итак, Намай погиб, Ипподамия стала его женой, надо платить теперь долг слуге Миртию. Вышел наш герой вечером звездами полюбоваться, пригласил в компаньоны Миртия, пошли они на гору (оттуда звезды лучше видны), и там Пелопс столкнул слугу с обрыва. Видимо, сталкивал долго (или тот долго летел), потому как Миртий перед тем как улететь вниз успел проклясть весь род новобрачного: «Погибнете от рук близких своих!». Так в дальнейшем и случилось, ну, например, внука Пелопса Агамемнона убила собственная жена. В общем, действительно, со слугой нехорошо получилось. А территорию назвали в честь Пелопса - Пелопонес.
Вот под эту историю мы проехали 20 километров и оказались в Олимпии - святилище Зевса. Кстати, надо учесть, что гора Олимп находится отнюдь не в Олимпии, а весьма далеко. Олимп - это место, где боги обитали, там, своего рода, их офис. А в Олимпию они приезжали на корпоративчик - там устраивались празднества в честь Зевса. Праздники эти и носили название «олимпийские игры» и проводились раз в 4 года.
Кстати, почему Олимпийские игры древности проводились раз в 4 года? У каждого из богов было свое святилище, на которое съезжалось большое количество древних греков, чтобы воздать хвалу, такой культурно-религиозный туризм. Богов много (основных 12), у каждого свое место и как-то неразумно проделывать огромный путь, чтобы зайти в храм, сказать «спасибо» и ехать обратно. Нет уж, раз доехали, то надо развлекаться. Игры там всякие, песни и пляски, диспуты и соревнования. И договорились не то боги между собой, не то греки, для экономии места и времени проводить такие праздники по очереди, раз в год. Для наиболее почитаемых зарезервировали определенные даты, и составили календарь празднований: Зевс - Посейдон - Аполлон - Геракл. Вот к этим четырем наиболее значительным богам и стремились приехать греки, ну а остальные боги - по мелочи. Вот таким образом и сложился четырехлетний цикл.
Про сами Олимпийские игры рассказывать не буду. Все и так знают, что участвовали только мужчины, соревнования были по бегу, прыжкам, гонки на колесницах - такие воинственные упражнения, т.к. Зевс все-таки верховный бог, и надо славить его отменной физической подготовкой. Участвовать могли только свободные граждане. Победитель прославлял свой род, своего отца и свой город, его увенчивали венком и отправляли восвояси. А уж город брал победителя на содержание. Был в истории Олимпийских игр и единственный случай, когда один участник выиграл абсолютно все номинации и стал единственным абсолютным олимпийским чемпионом древности. Этим человеком был император Нерон. Конечно, с ним было опасно вступать в соревнования.
И Олимпия была построена именно как святилище Зевса, чтобы его здесь праздновать и величать, и радовать взор бога явлением совершенного тела. Было здесь много храмов, святилищ, куда боги с большим удовольствием заглядывали, потому как в гости к ним древние греки с пустыми руками не ездили. Самым знаменитым артефактом этих мест была статуя Зевса Олимпийского в главном храме - одно из семи чудес света древнего мира. Огромная 12-метровая статуя, облицованная пластинками из слоновьей кости, была выполнена в 4 веке до н.э., через 800 лет, в 4 веке н.э. была вывезена в Константинополь, где и сгинула.
Разумеется, Олимпию украшали статуи победителей олимпийских игр. Кстати, работала там и антидопинговая комиссия, и за всю историю олимпийских игр древности было выявлено 16 нарушителей, которые принимали допинг или пытались подкупить судей (вот там бы и оказался Пелопс!). Как наказывали проштрафившихся? Отбирать у них было нечего - венок никакой материальной ценности не имел. Их имена вписывались в историю как покрывшие позором свой род и город. Они за свои собственные деньги изготавливали статую Зевса, украшали ее и ставили на пьедестал перед входом на олимпийский стадион. А на пьедестале писали: кто, из какого рода и из какого города изготовил эту статую и по какой причине. Пьедесталы с надписями сохранились до сих пор.
Олимпийские игры проводились до IV века нашей эры, когда уже христианские императоры запретили их как пережиток язычества. В Олимпии на месте святилищ были устроены христианские храмы. Однако что-то пошло не так, первые христиане здесь не прижились, они покинули места, но напоследок сожгли храмы. Как же можно было сжечь мраморные и каменные храмы? Христиане поступили хитро. Оказывается, мраморные колонны не такие уж и мраморные. Точнее, они не 100% мраморные - внутри них находится свинцовый штырь, который держит колонну. Так вот, христиане разожгли огонь вокруг этих храмов, свинец растопился, и колонны лишились устойчивости. Достаточно было одного землетрясения, чтобы все колонны и все постройки сложились, словно карточный домик. Так и закончилась история Олимпии.
И лишь в XVIII веке начались раскопки, которые продолжаются до сих пор.
Про музей и прогулку по Олимпии - в следующем выпуске.