Мир всем! Приступаю к опубликованию мемуаров о нашем круизе (12 - 22 ноября). И сразу же, нарушая хронологическую последовательность, расскажу об одном из последних дней путешествия - 19 ноября. Почему? 19 ноября был днем в море, т.е. никаких экскурсий и выездных мероприятий не предполагалось. А, значит, это отличный повод погулять по кораблю и рассказать о нашей нелегкой круизной жизни. К тому же я, специально для моих друзей (ну и потому что самой интересно было) купила экскурсию "За кулисами корабля", где нам показали как организован корабль за дверью "Посторонним вход запрещен / Crew only". И я отправилась искать рабов на галерах.
Место действия - корабль Norwegian Jade, из Эгейского в Средиземное море.
1. Итак, на корабельных часах 9 утра (в Санкт-Петербурге 11). Выхожу на балкон и обозреваю окрестности. Море слева, справа и впереди.
2. Бортовая система знает, что это море называется Эгейским. Те, у кого каюты по левому борту, возможно, видят очертания острова Лесбос (мы на правом борту). Мы на пути из Стамбула в Неаполь (2 дня в море), сегодня первый день. За ночь ушли от Стамбула на 211 миль.
3. Собираемся на завтак. Погода отличная для жителей северных регионов - где-то 17-18 градусов, освежающий ветерок. Самый повод позавтракать на корме. Кормят здесь отлично: овощи, фрукты, омлеты, фрукты. Ну еда и еда, что ее фотографировать?
4. В морской день все развлекаются - и гости корабля, и члены экипажа. В атриуме офицеры соревнуются в приготовлении тортов.
5. Настало время экскурсии:
6. Почти сразу попадаем на кухню. Чистота на кухне идеальная, все блестит: небось, к нашей экскурсии рабам на галерах выдали задание надраить все помещения.
7. К нам выпустили наиболее фотогеничных поваров, которые отлично выучили свои роли:
8. На кухне работают с утра до ночи: ежедневно готовится 11.500 порций в день (24.000 фунтов еды в сутки), 700 порций разносят по комнатам.
9. Соответственно, надо помыть в день, как минимум, 11.500 тарелок.
10. В круиз берут 24.000 яиц:
11. 8 тысяч галлонов (это почти 30 тысяч литров) молока.
12. 10 тысяч штук рыбы и 24 вида рыбных изделий и морепродуктов.
13. Разделать за круиз 40 тысяч стейков и загрузить их в глотки пассажиров... В общем, почти как в анекдоте: "А теперь поприветствуем пилота, который попытается поднять всю эту хрень в воздух".
14. Рабы на галерах демонстрируют следы жестокого обращения - шрамы, оставленные плетками и ножами надзирателей.
15. А пассажиры, между тем, потягивают вино... К слову, выпивка на корабле дорогая - бокал вина от 7-8 долларов, пиво - 7 долларов за кружку. Многие берут бутылку вина и растягивают ее на несколько ужинов. Пронести свое спиртное можно, как правило, в день посадки. Купленный алкоголь в портах (при входе на корабль производится досмотр, как в аэропорту) просят сдать в камеру хранения до конца круиза, возвращают бутылки в последний вечер. Но не сильно усердствуют. К тому же, если после досмотра есть дьюти-фри (как в Афинах, Кушадасах (Эфес), то в дьюти-фри можно купить алкоголь и спокойно пронести его на корабль. Предвидя вопрос: "Много ли надо двум питерским интеллигентам на 10 дней круиза?", отвечаю. При посадке у нас было с собой: бутылка граппы, 2 бутылки итальянского Novello и пакет столового вина, в магазинах дьюти-фри брали еще пиво и турецкую водку. Круиз провели продуктивно - к моменту высадки не осталось ничего. Но и выпивали мы не в одиночестве, а в отличной компании соотечественников.
16. Продолжая тему выпивки. Экипажу тоже не возбраняется культурно проводить дОсуг. У них есть свой бар, который работает до 4 утра. Каждый член экипажа имеет право купить 2 бутылки вина и 12 банок пива в день (спасибо Марине Е. за перевод заморских надписей!). Ну и кто у нас более духовный - пара из культурной столицы с вышеприведенным списком алкоголя на 10 дней или члены экипажа?!
17. Затем нам рассказали о переработке мусора. Корабль, населенный 4 тысячами человек, в день производит пару-другую тонн мусора, в месяц 7 тысяч тонн отходов На корабле есть свой центр переработки отходов.
18. Все сортируется, утилизируется, существуют договоры с отдельными портами по приемке мусора. Эти банки (в каждом кубике - 1000 спрессованных банок), например, будут выгружены в Барселоне где-то в середине декабря.
19. На человека в день предусмотрено 200 литров воды. Сточные воды, прежде чем вылить их в море очищаются, убиваются бактерии. Остатки еды размельчаются до пылеобразного состояния и эту питательную смесь высыпают в море. Рыбок подкармливают. Картон складывается отдельно. В месяц получается где-то 29 тонн, что соответствует одному спасенному дереву. Так что круизный корабль принимает участие в спасении деревьев на планете.
20. Затем нас отвели в министерство культуры в прачечную. Ах, какие там механизмы для стирки и глажки! Размером с мою квартиру...
21. Посетили закулисье очень большого театра
22. И завершили экскурсию посещением капитанского мостика. Там тоже все отдыхают. К нам пришел капитан корабля - для того, чтобы дать туристам возможность его сфотографировать. Попозировал и ушел отдыхать - нелегкое это дело, фотографироваться.
23. На капитанском мостике потрясающий вид:
24. Офицеры, глядя на море, наслаждаются чашечкой кофе и печенюшками:
25. Курят, задумчиво глядя в морскую даль:
26. Примеряют кепочки:
27. Надо посчитать количество присутствующих на борту:
28. Экскурсия закончена. Возвращаюсь в каюту. Иду по длинному коридору.
29. Вот моя каюта, вот мой дом родной, вот сидит в шезлонге муж мой дорогой...
30. В каюте уточняю навигацию. А то пока офицеры торты пекут, курят, кепки примеряют, с туристами фотографируются - куда корабль за это время занесло? От Стамбула мы удалились уже на 271 морскую милю. Греция на карте...
31. И справа по борту:
32. Пора обедать. Перед входом в ресторан всегда стоит сотрудник с дезинфицирующим средством (мой опытный муж распознал в нем почти 100% спирт), брызгает им на подставляемые ладошки и приговаривает: "Воси-воси, хэппи-хэппи!", это своеобразная корабельная речевка, типа "Кто шагает дружно в ряд? - Пионерский наш отряд!"
33. После обеда пора на променад. Наяриваю круги по палубе:
34. На палубе народ играет в активные игры:
35. Или лежит в джакузях:
36. Горка закрыта по причине прохладной погоды.
37. По той же причине бассейн тоже пустой:
38. Публика на корабле предпочитает пищу духовную: сидит в библиотечной тиши
39. Или режется в карты:
40. В театре - шоу из серии "Алло, мы ищем таланты!" - члены экипажа поют, танцуют и показывают фокусы. А кто рулит-то?
41. После прогулки потянуло в джакузи. Но не на открытом воздухе (потом бежать в мокром купальнике по длинному коридору?!), а в платные. На корабле есть еще спа-центр (да-да, я постоянно вспоминаю анекдот про пилота и 10-этажный самолет!), как водится, не самый дешевый. Но мне повезло: в первый день, во время презентации программ спа-цента я выиграла сертификат на скидки, и в итоге поимела 150 долларов скидки на его услуги. Первым делом я купила абонемент на безлимитное посещение. Один визит сюда стоит 30 долларов, абонемент на весь круиз - 160 долларов. Мне он (с учетом сертификатов) обошелся весьма и весьма дешево и было бы неразумно не воспользоваться щедрым предложением. Сам спа-центр невелик, услуг там явно не на 160 долларов. В женской приватной зоне находятся сауна, паровая сауна и джакузи.
42. Есть общая релаксационная зона с подогревающимися лежаками
43. Эта зона расположена на носу, над капитанским мостиком. Поэтому лежать, смотреть на море и провожать солнце на закате - эти телодвижения способствуют наилучшей релаксации
44. Раз закат - значит, надо готовиться к ужину.
45. Заказали салат "Цезарь по-мексикански", принесли салат в хрустящей миске (ее можно съесть), внутрь напихали листья салата. Ничего другого обнаружено не было. Даже сыра. Вероятно, рецептура салата соответствует историческому факту: Цезарь до Мексики не добрался.
46. Потом были те самые стейки, которые я фотографировала утром. А это уже стейк зажаренный.
47. Пришел шеф напрашиваться на комплимент:
48. Мы ему поаплодировали и ушли прогуливаться по палубам. На палубе дует сильный, очень сильный ветер. А мы такой обожаем.
49. По дороге встречаем еще одного раба на галерах - нашего горничного Мишеля. Он убирает примерно 20 кают, контракт у него на 9 месяцев, без выходных.
50 В его рабочие обязанности входит скручивание зверюшек на радость круизников. Сегодня он нам скрутил мышонка:
51. Вот накрученный им зоопарк. Мы их по мее скручивания переносим на диванчик и любуемся. Время от времени какой-нибудь зверь исчезал из нашей коллекции, и мы вспоминали анекдот: Объявление в армии: "Сегодня смена постельного белья. Первая рота меняется со второй".
52. Да, чуть не пропустили финальную казнь дня: повешение нерадивого раба. Все же какое-никакое, а развлечение.
53. Между тем, корабль выходит в Средиземное море:
54. От Стамбула мы удалились на 433 мили. Бедные рабы, как они гребут! Муж, правда, сказал, что уже вовсю применяются новые технологии - теперь не гребут веслами, а вращают педали, как на велосипеде.
Спокойной ночи!