Музей фабержиных яиц

Feb 06, 2014 20:59

В Санкт-Петербурге некоторое время назад открылся частный Музей Фаберже. Музей работает в тестовом режиме, поэтому сюда пока еще невозможно прийти и купить билет, посещения - только по предварительным заявкам. И мы, гиды-переводчики, очень благодарны нашей коллеге Елене Щербиной, которая потратила свое свободное время на весьма долгую переписку с музеем, согласование дат, оплаты счетов и организовала посещение музей Фаберже аж тремя группами заинтересованных гидов в количестве 45 человек! Выложу краткий отчет для разжигания аппетита, он написан благодаря конспектам, которые вели я и моя коллега Екатерина Чернобережская. Но не спрашивате меня, пожалуйста, как и когда вы туда сможете попасть: на эти вопросы нам не смогли ответить даже сотрудники музея! Когда-нибудь там будет касса, и, вполне возможно, будут продавать билеты на сеансы.

Технические особенности. Открыто 9 залов. Вполне понятно, что музей не в состоянии одновременно вместить количество посетителей, которых может принять Эрмитаж. Поэтому, скорее всего, и будет организовано "сеансное посещение" в составе организованных групп на определенное время. Количество человек в группе - не более 15. И к тому же - необходимо иметь достаточное количество экскурсоводов, которых, вероятно, еще немного. Но, конечно, когда музей откроется и наладит расписание и организацию посещений, это будет культурная бомба! Фотографировать яйца нельзя, фотографировать общие планы и интерьеры нам разрешили. Фотографии яиц взяла из интернета.

Музей расположен во дворце Шувалова, в самом центре Санкт-Петербурга, на набережной реки Фонтанка, рядом с Аничковым мостом (и Аничковым дворцом).





Дворец принадлежит Санкт-Петербургу, так как является памятником архитектуры, в 2006 году его арендовал на 50 лет фонд "Связь времен", учрежденный Виктором Вексельбергом, отреставрирован за счет фонда. Экспозиция - шедевры русского ювелирного искусства, приобретенные фондом "Связь времен", свыше 4500 экспонатов. Почти все они выставлены в великолепных залах Шуваловского дворца.

Сам дворец построен Джакомо Кваренги для семьи Нарышкиных. Софья Нарышкина получила этот дворец от отца в качестве приданого, выйдя замуж за Петра Шувалова. Дворцом семья владела до революции 1917 года. После революции здесь был организован Музей дворянского быта. Во время войны был разрушен один из флигелей. После войны здесь находился Дворец дружбы народов.

Форма посещения музея - парадная (любоваться шедеврами ювелирного искусства рекомендовано в вечернем туалете):




Поднимаемся по торжественной лестнице:





Заходим в Рыцарский зал:



В нем выставлено наградное серебро - всякие кубки, чашки, тарелки, которыми от имени членов императорской фамилии награждались полки и отдельные военнослужащие (что-то вроде кубка Стэнли в императорской России за спортивные достижения на скачках). Серебряный ковшичек на 12 кг и стопочки в виде ведерок для лошадей, на каждой стопочке имя гвардейца.



Переходим в Красную гостиную. Камин.



В этом зале выставлено столовое серебро. Наиболее интересный экспонат - чайный позолоченый сервиз, который император Николай I подарил сыну Константину на свадьбу с Александрой Иосифовной, первый образец неорусского стиля, 1832 год, удивительное дело - сервиз сохранился целиком! Фотографии в интернете, увы, не нашла.

В центральном зале парадной анфилады - Синем - выставлена знаменитая коллекция пасхальных яиц, выполненных в мастерских Фаберже - 14 яиц, из них - 9 императорских  (т.е. исполненных по личному заказу императоров Александра III и Николая II). Всего было исполнено 50 яиц. Почти все продано советским правительством. 10 осталось в Кремле в Оружейной палате, так как на них не было спроса. По 400 долларов шли тогда эти яйца. Сейчас одно яйцо стоит порядка 18 млн долларов. 8 яиц исчезли бесследно, одно у князя Монако, три у королевы Англии,  еще несколько в разных коллекциях.



В коллекции находится самое первое яйцо, заказанное императором Александром III для жены Марии Федоровны, идею которого он сам предложил Фаберже; последний прижизненный заказ императора Александра III, и самое последнее пасхальное яйцо, исполненное в мастерской Фаберже в 1916 году.



Самое первое (1884) - самое простенькое, внизу (курочка с белое яйцо с желтком), имело ностальгический характер - это была реплика пасхального яйца, которое король Дании Кристиан IX подарил дочери-принцессе на Пасху. Последнее яйцо, заказанное и подаренное императором Александром III для жены в 1894 году - "Ренессанс" (в центре, в виде овальной шкатулки). А самое последнее в коллекции пасхальных яиц, датируемое 1916 годом, сделано не из драгоценных металлов, а из стали, носит название "Георгиевское", напоминало матери о сыне - Николае II, награжденным орденом Святого Георгия IV степени. Это яйцо Фаберже лично привез императрице в Киев, где она курировала госпитали, и это яйцо было единственным, которое императрица смогла увезти в эмиграцию. После смерти Марии Федоровны им владела дочь Ксения Александровна, а ее сыновья в конце 1970-х продали с аукциона.

В Золотой гостиной выставлены подарки, которые дарились от имени императора, всякая мелочевка, рамочки для фотографий, портсигары, пепельницы, зажигалки, кнопки для звонков, настольные украшения и всякие драгоценные фиговинки, которые дарили людям, у которых всё было.



В следующих залах (Официантская) выставлены ювелирные изделия, украшенные эмалями. В мастерских Фаберже была очень богатая цветовая палитра, только одного зеленого цвета насчитывалось 14 оттенков! В этом зале всевозможная галантерейная мелочевка (набалдашники для тростей, письменные приборы, пряжки, бриллиантовые пуговички, бинокли, визитницы, термометры, брошки, шпильки и т.д.). В витринах сгруппированы по цвету.









В следующих залах представлены прекрасные эмали, работы современников Фаберже, которые в творчестве вдохновлялись Древней Русью.





Затем - небольшая картинная галерея с полотнами Маковского, Семирадского, Поленова и Айвазовского.



И последний зал - Готический кабинет, в котором находятся ювелирные образцы религиозного искусства - иконы, предметы культа, складни.



Это - лишь общее представление о музее. Потому как наша экскурсия продолжалась полтора часа, у более счастливых коллег - два с половиной (!) с подробным рассказом о наиболее интересных объектах, которые фотографировать было нельзя, а мы послушно следовали правилам.

Остается надеяться, что в ближайшее время в музее определятся с организацией работы и экскурсий, и вскоре сюда будут стоять очереди не меньшие, чем в Эрмитаж. Ведь, признаюсь, интурист значительно сникает, узнав, что в Эрмитаже он не увидит яиц Фаберже...

Еще одна надежда - что через 43 года фонду "Связь времен" продлят срок аренды Шуваловского дворца или Фонд построит себе новый дворец. Хотелось бы, чтоб это было в Санкт-Петербурге.

гид-переводчик, Вексельберг Виктор, Фаберже, Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up