"Дон Кихот". Яна Саленко, Ким Кимин и другие

Jan 16, 2014 00:38

Первый вопро: зачем? Я понимаю, когда приезжает выдающаяся балерина, которая у нас еще не танцевала (как, скажем, год назад в Мариинском танцевала Мария Кочеткова). Я понимаю, когда приезжает guest-star. Но я не понимаю великого смысла приглашения госпожи Саленко станцевать "Дон Кихот" в Мариинском театре. В последние годы она постоянно принимала участие в фестивале Dance open и исполняла всевозможные виртуозные pas de deux (то из "Корсара", то "Диана и Актеон").К технологической стороне претензий не было никогда. Но где-то решили, что надо показать танцовщицу в полнометражном балете. Или это был акт гуманитарной помощи Берлинской опере, солисткой которой является Яна Саленко? Но при чем тут Мариинский театр?


Итак, что я увидела. Госпожа Саленко в состоянии провести спектакль и чисто станцевать все, что предписано хореографом. У госпожи Саленко прямо-таки ваземовский апломб (была в XIX веке балерина Екатерина Вазем, которая, встав на одну ногу и приняв позу, не могла выйти из точки и просила партнера дернуть ее за юбку, чтоб она смогла продолжать движение). Этот апломб она продемонстрировала в финальном адажио. Прыжок у госпожи Саленко так себе, Повелительница дриад ее "перепрыгнула". Госпожа Саленко очень миниатюрна, в движениях ее чувствуется некая сухость и нет идеальной пластичности. Госпожа Саленко очень хорошо делает фуэте: в финальном pas de deux первые шестнадцать фуэте она крутила в комбинации 1- 1 - 2, вторые шестнадцать: 2 - 2. Согласитесь, намного сложнее заканчивать серию фуэте двойными. В этом госпожа Саленко преуспела, все фуэте были выполнены без малейшей помарочки. Госпожа Саленко станцевала без малейшей помарочки, в идеальной класической форме. Актерские способности у нее есть: она может поднимать бровки домиком, улыбаться и надувать губки. Еще госпоже Саленко очень идет золотисто-рыжий цвет волос. Из придирок: как мне кажется, во втором акте в образе Дульсинеи лишними являются большие "цыганские" серьги.

Ким Кимин танцевал свободно и академично. Он не привнес в хореографический текст никаких технических "отсебятин". В вариации первого акта завязывался морским узлом на ранверсе, и в финальной части залепил три двойных тура в воздухе подряд. В конце первого акта, подняв партнершу высоко вверх, не рванул сразу за кулисы, а с наслаждением пробежал "змейкой" через все ряды танцующих - вот ведь сила-то! В финальном pas de deux исполнил классический вариант с точными двойными sout de basque и двойными кабриолями, в финале глаз радовали эстетически безупречные разножки и некачающиеся пируэты. Базиль танцевал с азартом, только этот азарт порождал танец, но не Китри. В сцене самоубийства мил был штрих: когда господин Кимин собрался падать на плащ, увидел, что тело будет лежать неравномерно на плаще, и еще пододвинулся вперед, прежде чем падать.

Очень симпатичен Андрей Арсеньев в роли Гамаша, дебютировавший на прошлом спектакле. Его герой нелеп и напыщен, смешон и его невероятно жалко. Он словно влюбленный теленочек пытается припасть к руке Китри, чтоб ее облобызать. С ухватками заправского сомелье он малюсенькими глоточками, словно коллекционное вино, пьет бормотуху папаши Лоренцо и окосевает мгновенно. Он сразу видит в Дон Кихоте аристократическую ровню: "Одни мы с тобой, брат, носители высокой культуры остались в этом маргинальном мире...".

Юрий Смекалов - Эспада. Хорош, как Элвис Пресли. Копирует жесты этой звезды, с той же небрежностью проводит по волосам и кадрит вех баб, даже когда по кругу с прочими тореадорами бегает.

Уличная танцовщица - Татьяна Ткаченко - чем-то мне напомнила актрису Азию Ардженто: горящим взором и бьющей откровенной чувственностью.

Повелительница дриад - Екатерина Чебыкина - справилась. Из приятного: практически был не слышен стук пуантов при приземлениях после жете. Итальянские фуэте исполнила очень красиво, в замедленном темпе. И в прыжковой диагонали явно перепрыгнула Дульсинею-Саленко.

Рената Шакирова - Амур. Приятно, когда ставят в спектакль воспитанников балетной школы. Такое практиковалось раньше. И был симпатичный контраст между взрослыми артистами и лукавым ребенком. Мадмуазель Шакирова была лукава и очаровательна. Но она не выглядела ребенком. Более того, она была явно выше Дульсинеи, поэтому эффект сравнения взрослой балерины и ученицы пропал. И еще: или мне приснилось, что в заключительной части амурской вариации бег исполняется все же на пальцах, а не на полупальцах?

Все прочие цыганские танцы и Мерседес (Алиса Русина - дебют, Михаил Бердичевский и Мария Аджамова) испортить сложно. Темперамент бил.

Юлия Кобзарь в восточном танце была эффектно гибка, а змеящиеся руки зачаровывали. Но по мне - или пора выводить этот номер за рамки спектакля, или изымать четверку детей, сидящих на коврике вокруг танцовщицы, или менять костюм  исполнительницы на более закрытый, что тоже очень жалко. Самый рослый мальчик (справа от зрителей) весь номер глаз не сводил с красивого, по большей части оголенного бюста танцовщицы. А если в театр придет Милонов?!

И конечно - гений Пономарев! Александра Авророва правильно заметила: когда на сцене этот артист, спектакль смотришь словно бы глазами Дон Кихота. И когда на сцене Пономарев, смотришь только на него, на его монологи, на его рассказы, в котором не набор условных движений, а рассказ старого одинокого человека. Но кому интересен старик со своими задвигами и странными мечтами... И вообще, сегодня я заметила, что господин Пономарев в роли Дон Кихота стал внешне похож на Бориса Яковлевича Эйфмана. Или это Борис Яковлевич Эйфман приближается к Дон Кихоту?!

Шакирова Рената, Чебыкина Екатерина, Арсеньев Андрей, Пономарев Владимир, Смекалов Юрий, Мариинский театр, Кобзарь Юлия, балет, "Дон Кихот", Ткаченко Татьяна, Ким Кимин, Саленко Яна

Previous post Next post
Up