"Пламя Парижа". Исторический очерк

Jul 27, 2013 10:00


...Мне намедни из Парижу
гильотину привезли...
Преогромная благодарность Михаилу Григорьевичу Мессереру за возможность увидеть этот "архивный" балет (а также за старомосковское "Лебединое озеро" и "Лауренсию")! Ох, чувствую, будут ломаться копья, но свое копье за "Пламя Парижа" Блоха поднимет!

Сначала: о грустном. Театральный сезон 2013/2014 не предложил ни одного полнометражного самостоятельного балета. Увы... Громкие премьеры - "Майерлинг", "Онегин", "Ромео и Джульетта" (МакМиллан в Перми) и "Пламя Парижа" - это все было сочинено ранее.

С другой стороны: слишком явственна тенденция и интерес к историческим балетным блокбастерам, что тоже показывает определенный интерес театральной публики.

Не буду задаваться вопросами "кто виноват?" и "что делать?". Поехали в топку, в "Пламя"!



Премьера в Ленинградском театре оперы и балета, который яерез два года назовут именем Кирова. 4 акта, в Михайловском - три, а в афишах вообще значится "балет в двух актах".  Цитаты из книги Ю. Слонимского "Советский балет" 1950 года издания (замечательная книжка, обожаю ее, с цитатами из Сталина!).

Первый акт: Первая картина. Лес в окрестностях Марселя. Гаспар и его дети - Жанна и Пьер - собирают хворост. Явление старого (!) маркиза, он возмущен воровством. Гаспара уводят в тюрьму. Вторая картина. Площадь в Марселе. Арестованного Гаспара ведут в замок маркиза, маркиз тем временем собирается в Париж. Жанна рассказывает народу о несправедливом аресте папаши, народ обижается, атакует замок маркиза, освобождает из подземелья "многочисленных узников, потерявших надежду когда-либо увидеть свет". Приходит отряд национальной гвардии, происходит запись в отряд марсельских добровольцев, которые идут на помощь Парижу. Вся молодежь записывается в партизанский отряд. под звуки "Марсельезы" дранг нах остен идут на Париж.

Михайловский театр: виртуаозная "склейка" - от начальной сцены в лесу, волшебного омоложения маркиза (ах, Михаил Венщиков!), папаше Гаспару не довелось быть арестованным, обошлось лишь битьем по морде спине. Купирована сцена на марсельской площади, отряд марсельского ополчения заявляется сразу в лес. Все это занимает минут 10 сценического времени. Действие развивается динамично, в нем заданы характеры персонажей. Танцевальные потери: нет па де катра Жанны и трех марсельцев: Жанна "пародирует жеманную аристократку, делает вид, что хочет уйти. Отвешивая утрированные придворные поклоны, молодые люди уговаривают ее остаться с ними. Шутливая игра незаметно переходит в танец Жанны - сложную по технике вариацию. Жанна останавливается, чтоб перевести дух. В танец вступают два друга-марсельца. Они соревнуются в веселых шутках, в насмешливом передразнивании знатных господ. За их танцем следует вариация третьего марсельца. Вооруженный топором или копьем, он пересекает сцену широкими прыжками, полными патетики" (уж не из финального ли па де де эта вариация?).

Второй акт. Версаль. "Медленно, чинно, безмятежно течет здесь жизнь". Является маркиз, рассказывает о революционных событиях в Марселе. Королевская гвардия "бурно реагирует на рассказ". Придворный спектакль "Ринальдо и Армида" В нем были и арапчата (ну прямо "Павильон Армиды"!), и оперные певцы, исполнявшие настоящие оперные арии (их очень быстро изъяли). После спектакля - банкет в честь гвардии короля. "Офицеры устраивают монархическую манифестацию". Составление манифеста. Обнаружение его Актером. Жанна "прячет доказательство контр-революционного заговора и подбирает разорванное офицерами трехцветное знамя", уходит к восставшим.



Картинка отсюда.

Кстати, один из эпизодов, который убран в современном спектакле, вероятно, из-за невозможности и сочинить, и правдиво исполнить: пантомимно-танцевальный плач Дианы над телом актера - критики 1930-х годов его выделяли особо, есть в нем что-то от будущего плача Фригии над телом Спартака в якобсоновском спектакле.

"Хореографический монолог, шедший в сопровождении соло альта, раскрывал смятенность души придворной актрисы. <...> Семенова начинала монолог в глубине сценв, спиной к зрителям. Танцевальный рисунок вился из стороны в сторону, будто стенания не знающей границ скорби. Па де бурре обрывались горестной остановкой, словно вздохом отчаяния. И с каждой новой паузой танцевальный ход становился все напряженнее, его пространственные очертания будто расширялись - Диана возвращалась к страшной действительности. Скорбь вытеснялась пока еще бессильной, но все возраставшей жаждой мести. Интонации отчаяния сменялись упругой твердостью внезапных остановок. Хореографическая речь балерины менялась на глазах, пластика укрупнялась, словно насыщаясь соками гнева и мести. Движения обретали мужественную решимость, волевую энергию. <...>. С трехцветным флагом в руке стремительно уносилась навстречу победной мелодии революционного гимна. Страстная одержимость семеновского бега в этот момент вызывала в памяти образы Жерико и Делакруа" (С. Иванова. Марина Семенова. М., 1965. С. 151-152).

Михайловский театр. Практически один в один, с некоторой перестановкой эпизодов (Маркиз является после спектакля), исключением некоторых чересчур плакатных эпизодов (офицеры рвут трехцветное революционное знамя). Невозможно, правда, определить название придворного спектакля - "просто балет про любовь", вариация на тему "Сильфиды" в эстетике XVIII века.

Третий акт. Площадь Парижа. Под покровом ночи собираются горожане, готовясь к штурму королевского дворца. Актриса сообщает о заговоре против революции. Народная демонстрация: "выносят куклы, изображающие короля и королеву. В разгар демонстрации входит группа придворных во главе с маркизом". Жанна узнает обидчика и дает ему пощечину. Аристократы спасаются бегством. Звучит "Карманьола" - призыв к восстанию, "оратор-якобинец разжигает гнев народа, призывая толпу идти на штурм королевского дворца".



Картинка отсюда.

Во второй картине - детально прописанный штурм. В нем один офицер из-за угла убивал девушку из народа, солдата-швейцарца и марсельца до кучи. На Жанну сладострастно нападал маркиз, его убивал брат, малолетний Пьер (зачем тогда в балете Филипп?). Подлый офицер завладевал знаменем свободы, но Тереза ценой жизни отнимала его (знамя). Кто подстрелил Терезу история замалчивает.

Михайловский театр. Убраны прозаические излишества, утяжеляющие действие: только народ, без маркиза и пощечины, без оратора-якобинца, без демонстрации с куклами, динамичный штурм и правильной героической ролью Филиппа. И действие вместо ночи разворачивается в кровавых сумерках. Сомнение вызывает статуя Людовика XIV и Триумфальная арка, ну да ладно, у господина Окунева такое вИдение.

Четвертый акт. Триумф республики. Закапывают уносят павших. Аллегорические танцы "во вкусе Давида" и народное праздненство. "Общие танцы чередуются с короткими инсценировками, посвященными высмеиванию короля, королевы и аристократов". Завершает спектакль карманьола.



Картинка отсюда.

Михайловский театр. Похороны жертв революции изъяты. И это к лучшему.

Сокращения неизбежны, ибо спектакль Вайнонена все же был рыхловат и временами "провисал". Хореограф сам это понимал, время от времени проводил "зачистку". М.Г. Мессерер, как истинный редактор, сократил сценарий еще больше (по себе знаю: когда начинаешь править текст и сокращать его, через какое-то время входишь в невообразимый раж, хочется сократить еще и еще!), но это, вероятно, из тех необходимых потерь, которые можно определить грибоедовским: "пожар способствовал ей много к украшенью"...

Продолжение (мое), надеюсь, последует.

Михайловский театр, балет, Вайнонен Василий, "Пламя Парижа", Мессерер Михаил

Previous post Next post
Up