...На модном слове "идеал" тихонько зритель заскучал...
С Блошиной точки зрения - совершенно никому ненужный спектакль. Ни Большому театру, ни танцовщикам. И Блоха совершенно не понимает той мышиной возни, которая поднялась в репетиционных залах и выплеснулась в средства массовой информации, что права прима-балерины и бывшего депутата ГосДурыДумы были ущемлены выписанным для нее вторым составом. Ибо ни первый, ни второй, ни двадцать пятый состав не в состоянии дать этому балету подобие жизни. Нет, если бы "Онегина" дали танцевать Анастасии Волочковой и Николаю Максимовичу Цискаридзе, Блоха бы пошла обязательно! Но 12 июля танцевали иные.
Вряд ли стоит доносить до сведения общественности порядок сцен и характеризовать танцы творения господина Крэнко. Танцы эти можно дать героям балета "Бедная Лиза", "Анна Каренина", "Молодая гвардия" или "Маша и медведь" - их бесцветная и не предполагающая никакого внутреннего сюжета хореография может быть подверстана к какой угодно танцевальной идее. Честно говоря, Блоха даже возлюбила "
Майерлинг" и сочла его более выдающимся произведением, нежели это. Потому что "Майерлинг" вызвал, по крайней мере, разнообразные чувства. Этот же балет ничего, кроме раздражения и досады, не вызывает.
Источник вдохновения господина Крэнко отнюдь не Пушкин, но опера Чайковского. При том, что, полностью воспроизведя структуру оперы, хореограф не воспользовался музыкальным материалом Чайковского, но аранжировал свой (и приспособил препоганенько).
После веселенькой увертюры поднявшийся занавес обнаруживает практически идентичную заставку к опере, только дом на заднем плане другой, попомпезнее. Все дамы, кроме Татьяны, сидят за столом и вышивают. Татьяна, презирая труд крепостных прачек, валяется на земле в белом платьице и читает книгу. Ну да, ведь она - "русская душою", значит, может валяться на лужайке перед домом. Вариация Ольги на тему "меня ребенком все зовут" - и спрямь, ребенок, на кресло с ногами залезает, туры прилично свертеть не может... Дуэты главных пар (Ольга и Ленский, Татьяна и Онегин) совершенно идентичны, временами даже дежавю охватывало: "Уж не смотрю ли я "Анну Каренину" Андрея Проковского?!" - все такое идеальное, сахарно-сиропное. "На модном слове "идеал" тихонько зритель заскучал...". Что заапомнилось в первом акте:
- многократное валяние Татьяны на земле;
- Татьяна рассматривает Онегина с любопытством, словно неведомую зверюшку
- крепостные холопы, исполнив веселый танец, бросаются на грудь Ленскому с поцелуями (это, кажется, уже слишком...)
- пластическая характеристика Онегина: проводит рукой по лбу, отбрасывая невидимую "поэтическую" прядь
- дуэты "нравоучительны и чинны, отменно длинны, длинны, длинны..."
"Письмо Татьяны" ничего нового в пушкинскую балетную тему не принесло. Трюк с "отражением" стар и банален, чтоб им восхищаться - еще в1858 году неизвестная танцовщица кордебалета повторяла па примы в балете "Эолина", а тут - вышла, рукой погладила - разве это "эффект зеркала"?! Единственный момент, который мог бы быть развернут - выход Онегина из зеркала, но тут фантазия у автора иссякла. Вышел, поддержал балерину и опять сгинул в зазеркалье.
Бал второго акта - просто неприлично. Какое-то "Горе от ума". Конечно, и у Пушкина карикатура, но не до такого же пошлого гротеска! Кстати, почему нет вариации Трике??? Блоха требует вариацию Трике!!! Со-чи-нить!!! Да, и почему дамы в доме не снимают уличные шляпы? Все-таки есть бытовая разница между шляпами для прогулок под палящим солнцем и наколками на голове во время домашних встреч. Гремин - является другом семьи Лариных и активно приглашает Татьяну на танцы уже во втором акте. А как же московская "ярмарка невест" в поэме Пушкина (что и доказывает: господин Крэнко поэмы не читал!) и шептания тетушки: "Вот обернулся, боком встал. / Кто? Этот толстый генерал?!".
Идиотская дуэль! Сначала Ленский томится в арабесках. Потом к месту поединка прибегают барышни Ларины во вдовьих одеяниях и умоляют Ленского одуматься. Но, как глубокомысленно сообщает либретто, "его возвышенные романтитческие идеалы разрушены предательством друга и непостоянством возлюбленной". Блоха рыдает в голос... Ну наконец-то одного зануду пристрелили!
В третьем акте - безобразие! Татьяна без малинового берета!!! Зато танцует любовный дуэт с мужем на тему "Любви все возрасты покорны". Вместо утреннего будуара княгини (как в романе Пушкина) последняя картина представляет салон княгини Греминой перед вечерним балом. В последнем дуэте Татьяны и Онегина явственны последствия счастливого супружества: Татьяна постоянно закрывает рот, словно ее выворачивает наружу токсикоз на ранних сроках беременности. В итоге Онегин вылетает пулей из салона. А где ж: "Тоска. Позор. О жалкий моооооооооой жребей! Жреееееееебий мой!". На сцене Татьяна разводит руками.
Присоединится к ней, пожалуй, и Блоха.
P.s. Единственным утешением стало бесплатное мороженое фирмы movenpick, раскладываемое по чашечкам в честь премьеры. Знающие люди просветили, что такое бывает всегда на первом премьерном спектакле.