Премьеры Начо Дуато в Михайловском театре

May 28, 2013 11:54

В Михайловском театре премьерами балетов "Na Floresta" ("В лесу") и "Invisible" ("Невидимое") Начо Дуато завершил свой последний полноценный петербургский сезон. В 2014 году хореограф, который, признаемся, провел на берегах Невы не самые худшие годы, переедет в Берлин. Путь в Германию проложен через "Лес", там, где обитает нечто "Невидимое".

Балет "Na Floresta" ("В лесу") - одно из классических произведений Начо Дуато, щедро оценен в танцевальном мире и благосклонно принят в России. 20-минутный импрессионистский танцевальный коллаж варьирует тему прихотливой изменчивости. В нем - капризные смены настроений и танцевальная раскрепощенность, тонкая нюансировка эмоциональных оттенков и некоторая прямолинейность композиционного решения. Перемещения танцовщиков непредсказуемы, словно игра солнечных бликов на поверхности воды. Танцевальная меланхолия то подкрепляется флегматичным неспешным кружением, то сметается ликующим холерическим presto - вариацией в исполнении Сабины Яппаровой. Наверное, она и есть та балерина, ради которой господину Дуато и следовало приехать в Санкт-Петербург. И вполне вероятно, когда в далеком будущем спектакли Дуато сойдут с театральных афиш, в Северной столице их будут еще долго вспоминать как "те самые балеты, в которых так великолепна была Сабина Яппарова".

"Invisible" ("Невидимое") стало мировой премьерой. Наверное, символично, когда хореограф дает такое название одному из последних балетов, сочиненных им в Санкт-Петербурге специально для этого города. Эта постановка может рассматриваться и как прощальный поклон испанца городу на Неве, и как ностальгический подарок, и как некий скрытый намек: несмотря и на вроде бы благополучный и радушный прием его творчества, господин Дуато все же так и остался в этом городе невидимкой. Балет чуть фантасмагоричен, чуть эротичен, а временами даже тень Бориса Яковлевича Эйфмана маячила.

"Невидимое", несмотря на название, имеет вполне видимое воплощение - вышедшую вскоре после рождения дочери и женственно округлившуюся Ирину Перрен. Впрочем, что это госпожа Перрен, можно понять только из программки, ибо исполнительница в лучших экспрессивных традициях закрывает лицо длинными волосами. Это Нечто то жалобно, то требовательно, то временами даже кровожадно гуляет по некоей местности и пытается обратить на себя внимание. Но все происходит как в анекдоте: "Доктор, меня все игнорируют..." - "Следующий!". Потому что шести парам, что нежно воркуют по темным углам, Нечто совершенно незаметно, в их танцах торжествует оптимизм с легкой долей интеллигентской рефлексии. Милые барышни в кисейных платьицах порхают беззаботными стайками - ни дать ни взять кордебалет "Барышни и хулигана". В жестких противостояниях Нечто с заблудившимся в темных аллеях молодым человеком веет садоэротизмом зрелого Эйфмана времен "Чайковского", особенно когда Нечто сумрачно проползает под ногами юноши. Но все старания напрасны, Нечто как было невидимым, так и осталось. Поэтому, наверное, оно так сильно и дрожит в финале: от обиды (не пустили в общий хоровод) и от холода человеческого невнимания и непонимания.

Возможно, в этом по-своему трогательном, хотя и парадоксальном образе господин Дуато, подобно Растрелли на фасаде Строгановского дворца, оставил петербуржцам на память свой автопортрет. С него взирает на нас художник, чуть наивный и одинокий, стремящийся к полноценному общению, в чем-то загадочный и суровый, но в глубине души добрый и, возможно, счастливый. Ибо Ирина Перрен, познавшая счастье материнства, просто не может быть воплощением мирового зла.

Перрен Ирина, Михайловский театр, "Na Floresta (В лесу)", "Invisible (Невидимое)", Яппарова Сабина, балет, Дуато Начо

Previous post Next post
Up