Тюмень. Вячеслав Вахрин о капремонте, исчадии Мавроди и обедах через день

Jul 15, 2013 11:15

Продолжаю рассказывать о неформальной встрече замгубернатора Тюменской области Вячеслава Вахрина с блогерами. В прошлый раз мы подробно остановились на теме повышения тарифов ( http://blogpost72.livejournal.com/86199.html), теперь будем разбираться в новшествах, связанных с капитальным ремонтом многоквартирных домов.

Вячеслав Михайлович разъяснил завсегдатаям ЖЖ основную суть нового федерального закона в части капремонта, рассказал о том, какие трудности могут возникнуть у домов с ТСЖ, почему документ прозвали «исчадием Мавроди», как найти порядочного подрядчика для проведения работ, а также поделился, что планирует предпринять Правительство Тюменской области, чтобы облегчить жизнь граждан.



Изменения в Жилищный кодекс и другие федеральные законы были приняты еще в конце 2012 года и уже действуют. Согласно им каждый субъект РФ обязан до конца 2013 года создать свою систему капитального ремонта многоквартирных домов по федеральным правилам. Для этого должны быть приняты областной закон и подзаконные правовые акты правительства, создан областной фонд капремонта, сформирована областная программа капремонта на 30 лет вперед, в которую должны попасть все многоквартирные дома с указанием года проведения капремонта.

Причем в программу попадают абсолютно все дома: как новые, только что построенные, так и те, которые уже давно требуют ремонта. Дальше все собственники должны начать платить установленную властью сумму ежемесячных платежей с каждого квадратного метра общей площади своих квартир, отчисляя средства или в общий фонд капитального ремонта, или на специальный счет своего ТСЖ, если формой управления домом выбрана такая форма управления. Платят все собственники помещений в многоквартирных домах, независимо ни от чего.

«Но вот какой важный момент. Если собственники приняли решение копить деньги на капремонт на спецсчете ТСЖ, то они не могут их расходовать на иные цели и обязаны произвести ремонт своего дома в год, определенный областной программой для ремонта.  А если не хватило средств, толку или просто желания и ремонт не будет проведен вовремя, то тогда все накопления будут изъяты в общий фонд капитального ремонта и все последующие ежемесячные платежи будут делаться в общий фонд, будет снова определен год проведения ремонта дома, ремонт будет осуществляться уже за счет средств общего фонда и по его заказу. Так не проще ли сразу платить деньги в фонд и в установленный срок получать капремонт- это хотя бы не обесценит сбережения на спецсчете ТСЖ?», - считает Вячеслав Вахрин.

В общем, предполагаемая система такова, что все собственники ежемесячно платят в общий фонд капремонта и ждут, когда по графику отремонтируют их дом, после чего также продолжают платить. По словам замгубернатора, на этапе принятия закона в Государственной Думе развернулась настоящая борьба. По разные стороны баррикад оказались и председатель профильного для закона комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская, и ее первый заместитель Елена Николаева- соавтор законопроекта.  Одни, и не без оснований, называли этот закон пирамидой, «исчадием Мавроди», а другие говорили, что нет другого выхода, надо скидываться- иначе дома без капремонта начнут разваливаться. Полагаю, что проект закона требовал серьезного обсуждения гражданским обществом и доработки. Правительство Тюменской области направляло по нему отрицательное заключение.

Но все же закон принят. И можно сколь угодно продолжать его обсуждать и критиковать, но хотя вопросов, к сожалению, пока больше, чем ответов и логики в целом, закон требует исполнения. Основная задача-  сделать все возможное на региональном уровне, чтобы найти приемлимый вариант исполнения, соблюсти баланс интересов собственников и государства.

Очень серьезной проблемой, как показывает практика, является низкое качество работ при капремонте. Ни первый вариант, когда собственники получают бюджетную субсидию и сами нанимают подрядчика и следят за проведением работ - не срабатывает, поскольку собственники не могут осуществлять необходимых для этого совместных действий, вследствие чего нередко оказывается, что подрядчики - жулики, а председатель ТСЖ - обманщик. Ни второй крайний вариант,-  когда  чиновники сами определяют подрядчиков для капремонта и осуществляют контроль, - не срабатывают: очевидно, что схема коррупционная, что чиновник приводит свои подрядные организации, а в итоге- нет ни надлежащего контроля, ни качества работ. Не эффективен и третий вариант, когда подрядчика определяет комиссия, в которую входят представители муниципалитета,  управляющей организации и собственников. Что мы видим? Качество то же- оставляет желать лучшего, степень рисков та же- встречаются недобросовестные подрядчики.

«Мое предложение - внедрять переход на страхование строительно-монтажных рисков. Суммы страховых взносов в данном случае не большие, в среднем 1% от стоимости, но лучше потратить эти дополнительные средства, потому что тогда страховая компания изначально проверит благонадежность и состоятельность  подрядчика, а в случае ошибки-  можно будет получить обратно деньги и шанс переделать все заново и с умом», - поделился Вячеслав Вахрин.

Еще одна проблема - менталитет наших граждан. Если бросить клич: хотите отказаться от управления домом и не платить за содержание и ремонт общего имущества? Большинство, к сожалению, ответят: да,- лучше сами помоем и почистим, чем деньги кому-то платить.

«Мало собственников, которые реально думают о содержании своего имущества, еще меньше понимает, как устроено жилищное законодательство. Например, когда дом будет признан аварийным и подлежащим сносу, многие будут думать, что их переселят за счет бюджета. Но переселять будут лишь тех, кто живет в муниципальном и государственном жилье. Остальные - собственники - должны скинуться и за свой счет дом снести, а потом на этом участке построить новый…  Очевидно, что люди к этому не готовы ни морально, ни материально.

Проблема  существует, ремонты нужны и деньги на них надо где-то брать, а ответов на вопросы- нет. Какой выход? Тут и родилась у законодателей идея собирать деньги в «общак», как в пословице- «с миру по нитке- голому рубаха»  - рассуждает замгубернатора.
Итак, какие получаются цифры? Средняя в Тюменской области стоимость ремонта  составляет  9 тыс. рублей за кв. м общей площади многоквартирного дома, умножаем эту величину на общую площадь всех МКД области- 21 млн. кв. м, делим на 30 лет- срок программы и получаем 6,3 млрд. рублей в год- ежегодная потребность в средствах на проведение капитального ремонта каждого дома  один раз в 30 лет, если количество ремонтируемых в год домов сделать  одинаковым. Если 6 млрд. рублей раскинуть на плательщиков- собственников помещений в многоквартирных домах, то получим в среднем 28 рублей с каждого квадратного метра в месяц.  В течение 30 лет. И дальше, потому что потом будет следующая программа…

«Но собственник реально не готов сегодня платить такие деньги! Сколько готов? Говорят, что 10 рублей - подъемная величина, но и это много», - считает Вячеслав Вахрин. Поэтому Правительство области должно «семь раз отмерить- один отрезать» и прежде чем устанавливать платежи и вводить новую систему- взвесить и возможности бюджетной системы и возможности граждан, выработать приемлимые для общества механизмы реализации закона.

Он также отметил, отвечая на логичный вопрос блогеров, что указанный уровень платежа- усредненный. В итоге он должен будет устанавливаться согласно нормативному акту, который сейчас еще разрабатывается Министерством регионального развития России. Предположительно, плата будет дифференцироваться по муниципальным образованиям и по техническим параметрам домов. Доступность платежа, видимо, будет определяться исходя из того, что добавление  платежа за капремонт  к существующему платежу за ЖКУ,  не должно приводить плательщика в разряд получателя субсидии. Т.е., итоговая плата, приходящаяся на социальную норму жилья, не должна быть больше 22% от совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина.

«Но по ощущениям,  даже если платеж в десять рублей с кв. м будет укладываться в принцип доступности, то граждане не вынесут этого и просто выльют на нас свою обиду за все происходящее. Честно говоря, после принятия закона я ожидал, что появятся прецедентные иски, направленные на его отмену-  ведь платеж в общий фонд за капремонт обладает признаками налога. Но этого не последовало… Были препирательства в блогосфере и СМИ, на площадках различных институтов гражданского общества, но все сводится к одному: дурак тот чиновник, который нам принес такую новость», - сказал спикер.

Кстати,  областная дума тоже приняла соответствующий рамочный закон, спасибо депутатам за это, потому что в противном случае регион полностью лишился бы федеральной поддержки на финансирование капремонта и на решение важнейшей президентской задачи- расселения из аварийного жилищного фонда, которое необходимо завершить к сентябрю 2017 года.

Теперь мы ищем варианты правового урегулирования вопросов на региональном уровне, которые могут  вписаться в конструкцию федерального закона. Полагаю, что до декабря 2013 года региональная программа капитального ремонта будет принята- деваться некуда. Но первым мероприятием в ней будем прописывать мониторинг технического состояния всех многоквартирных домов, который может занять и целый год.

«Так мы вполне легитимно можем получить на год отсрочку по введению платежей для граждан, будем продолжать существующую программу капремонта из средств областного бюджета и федерального фонда  и дадим возможность всем желающим субъектам РФ, коих не мало, как можно скорее стартовать по новой модели капремонта. Возможно, повторится ситуация как с тарифами на горячую воду. Их ввели в регионах в соответствии с федеральным законодательством с 1 января этого года, но народ возмутился: почему плата за коммуналку выросла в январе, если до июля обещали не повышать тарифов? Объяснить этого почему-то никто толком не смог, а Президент, защищая интересы граждан, дал поручение ограничить рост платы за коммунальные услуги. Здесь может быть так же: люди получат дополнительные платежи и сомнительную систему, обратятся к гаранту их прав и свобод, который, не получив внятных объяснений (сейчас, по крайней мере, их нет) от федеральных чиновников, даст команду изменить систему. Но даже если этого не произойдет, мы сможем оценить опыт и ошибки других регионов», - пояснил Вячеслав Вахрин.

Теперь давайте поразмышляем над вариантами решения задачи. Допустим, плата за капремонт будет  7,5 рублей с кв. м в месяц. Умножаем на кв. метры плательщиков, вычитаем 15% недосбора (именно столько задолжников за коммуналку, так почему с капремонтом будет по-другому?), получаем чуть больше 1 млрд. рублей, накидываем еще 500 млн. рублей из областных средств. Не хватает еще 4,7 млрд. рублей.

«Сколько раз не скажи «халва», слаще во рту не станет». Если нет дополнительных денег, будем использовать имеющиеся. Получаем порядка 1,6 млрд. рублей в общую кубышку в год, делим на нашу потребность и получаем возможную стоимость ремонта- 2300 рублей на кв. м общей площади. И говорим, что как хочешь, но сделай. Как сохранить и улучшить качество ремонта, снизив стоимость с 9 тыс. рублей до 2 тыс. рублей? Не получится ли ситуация, как со старыми многоквартирными домами: конкурс  на управление объявляют, но никто не заявляется, поскольку за эти деньги содержание дома не обеспечить, а дураков в бизнесе нет. Если выставить на торги стоимость, за которую ремонта не сделать, а качество контролировать, то и желающих участвовать в торгах и ремонтировать  не будет. Так проблема не решается. Она лишь «замыливается», - рассуждает Вячеслав Михайлович.

Снизить стоимость ремонта можно и нужно, но не беспредельно-  иначе как же будут обижены собственники: всю жизнь платят, а им пришли, наляпали-нашлепали, только видимость создали.

И приводит очень яркий пример: «Собрались мы, допустим, вчетвером пообедать, а на обед каждому из нас не хватает, но есть у каждого на пол-обеда. И тут кто-нибудь предлагает- а давайте в шапку скидывать наши деньги и из нее обедать? Скинулись, но с четверых получилось на два обеда. Что дальше? А давайте сначала вы обедаете вдвоем, потом на следующий день мы вдвоем. Решили проблему? Вроде да. Но обедать-то надо каждый день, а не через день! Здесь такая же ситуация. Если собственники не в состоянии заплатить за свои ремонты, то каждый день не пообедаешь- ремонт вовремя не получишь! Один млрд. рублей со всего мира можно собрать, но это капля в море по сравнению с потребностью. Кто-то будет получать ремонт, а кто-то нет».

А давайте растянем программу не на 30 лет, а на 40 или 60 лет? Тогда некоторая часть домов, не дождавшись ремонта, будет сноситься. И в этом случае средства, предусмотренные на капремонт, должны расходоваться на снос. Это тоже не выход.

В Тюменской области обсуждают еще одну модель развития событий, но она пока на стадии расчетов. Согласно этой модели, создается фонд капремонта без котлового и перекрестного финансирования. На каждый дом в фонде открывается свой лицевой счет, с которого средства на другие дома не направляются. Но собирать средства начинают не сразу после принятия областной программы капремонта, а  лишь за год до ремонта по графику, пусть те же 7,5 рублей с квадратного метра.

«Таким образом, за год до ремонта этими небольшими платежами стараемся разбудить собственника: через год надо делать ремонт, надо собирать собрание и решать, какой нужен ремонт, какие работы и какого качества, какими материалами и сколько готовы потратить на это. Надо думать над источниками личного вклада в ремонт дома. Этими платежами проверяем платежную дисциплину собственников в доме. Накопленные за год средства идут на формирование смет для конкретного дома и авансирование работ по капремонту. Дальше областной фонд кредитуется в банке и ремонтирует общее имущество этого дома за кредитные деньги. А уже после окончания ремонта и сдачи работ собственникам, затраты предъявляются собственникам. Причем из бюджета субсидируется процентная ставка, а задача собственника - погасить в течение, скажем, 5-10 лет кредит по произведенному ремонту, который он одобрил. В этом случае платежи, конечно, будут немаленькие, порядка 4 или 2 тыс. рублей в месяц - в течение пяти- десяти лет. Такая модель воспитывает собственника, который сам определяет судьбу своего имущества, а также существенно снимает нагрузку на бюджет- субсидировать процентную ставку по кредитам менее затратно, чем субсидировать работы по ремонту. Но что выберет сам собственник? По 10 рублей с метра платить всю свою жизнь или раз в 30 лет вкладываться в реальный ремонт и при неимении средств получать поддержку от государства в виде рассрочки платежа?», - задается вопросом Вячеслав Вахрин.

Некоторые, по его мнению, после такого выбора уже согласны мелкой россыпью платить дань, по-советски скидываясь в котел и матерно ругаясь в сторону власти. А вы бы что выбрали?

Продолжение следует. В следующий раз расскажу о том, какие сюрпризы для нас подготовили новые правила оказания коммунальных услуг.

Часть 1: Тюмень. О злободневном: Вячеслав Вахрин ответил на вопросы блогеров о ЖКХ

Часть 2: Встреча Вячеслава Вахрина с блогерами: «Что первично - яйцо или курица?» Тюмень ЖКХ

Ранее по теме:

[Вячеслав Вахрин, биография]Заместитель Губернатора Тюменской области, член президиума правительства Вахрин Вячеслав Михайлович

Полномочия

1. Координирует и контролирует деятельность:
- департамента жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области;
- департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области;
- Государственной жилищной инспекции Тюменской области;
- департамента недропользования и экологии Тюменской области.

2. Координирует деятельность Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа.

3. Координирует взаимодействие с:
- Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (по вопросам жилищно-коммунального хозяйства);
- Северо-Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (по вопросам топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства);
- Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тюменской области;
- Управлением по недропользованию по Тюменской области;
- Отделом государственного надзора по Тюменской области Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;
- Тюменским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды";
- Федеральным бюджетным учреждением "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югра, Ямало-Ненецком автономном округе" (взаимодействие по вопросам технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений в сферах топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, недропользования и экологии);
- Нижне-Обским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов;
- органами местного самоуправления в пределах полномочий исполнительных органов государственной власти Тюменской области, деятельность которых координирует и контролирует.
4. Возглавляет:
- областную межведомственную комиссию по тарифной политике в жилищно-коммунальном комплексе;
- иные комиссии (советы, группы), образованные в соответствии с постановлениями, распоряжениями Губернатора Тюменской области и Правительства Тюменской области.

Телефон
(3452) 46-03-14, 46-32-97ф.

Адрес
625000 г.Тюмень, ул. Володарского, 45, каб. 211

Биография

Родился 17 июля 1967 года в городе Перми.
Образование высшее: в 1991 г. окончил физический факультет Пермского государственного университета по специальности «Радиофизика и электроника» с присвоением квалификации «инженер-радиофизик», в 2000 г.- юридический факультет по специальности «Юриспруденция» с присвоением квалификации «юрист».

В 1995 г. прошел подготовку в Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, зачислен в кадровый резерв государственных служащих для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
С 1985 по 1987 гг. - служба в рядах Советской Армии.

Трудовую деятельность начал в 1989 г. лаборантом проблемной лаборатории радиоспектроскопии Пермского государственного университета и до 1998 г. работал на различных должностях в коммерческих и некоммерческих организациях.
С 1998 по 2010 гг. - генеральный директор юридической фирмы ООО «Правовая инициатива».

С 1993 по 2007 гг. - помощник на общественных началах депутата Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации первого, второго, третьего, четвертого созывов.

С 2001 по 2006 гг. - депутат Законодательного Собрания Пермской области, член комитета по социальной политике и правам человека. Состоял в квалификационной коллегии судей Пермской области как представитель общественности, избранный Законодательным Собранием области.

С 28.01.2010 г. - начальник Государственной жилищной инспекции Тюменской области- главный государственный жилищный инспектор Тюменской области.

С 16.07.2012 г . - заместитель Губернатора Тюменской области.



Замгубернатора Вячеслав Вахрин ответил на вопросы тюменских блогеров

ЖКХ: способы управления многоквартирным домом

ЖКХ: за что мы платим

ЖКХ: как собственники владеют своим домом

Отдельное спасибо Ресторанному холдингу "Максим" за гостеприимство!

капремонт, блогеры, Тюмень, ЖКХ, Вячеслав Вахрин

Previous post Next post
Up