В первой
части я рассказал о своем знакомстве с общественным транспортом, в Петербурге и не только.
А сегодня, расскажу про восприятие, а именно про то, как оно меняется с течением времени.
Будучи школьником (и детсадовцем :-)) путешествовал немного, в основном это были редкие поездки до метро. А с появлением автомобиля в семье необходимость пользоваться трамваями-троллейбусами-автобусами практически исчезла. Любопытно, кстати, как меняется восприятие общественного транспорта из окна автомобиля, даже с места пассажира - троллейбусы бесят проводами, автобусы медленные и коптят, а трамваи... Про трамваи вы и сами, наверняка, знаете - гремят, еле тащатся, "железные гробы", портят дороги. А как они бесили, когда приходилось стоять в пробке... Рядом целая полоса, а мы стоим! Вот она, сила неведения! Которое каждый день только укреплялось от похожих пейзажей (на фото трамвай неизвестного маршрута, на ул. Большая Пороховская. Спасибо за наводку
fima_psuchopadt)
Восприятие меняется после путешествия в страны, которые были более последовательны в развитии ОТ. Первая мысль - "в трамвай? ну ладно...". А потом потихоньку приходит понимание, что ничего не гремит, не пищит и не щелкает (этим у нас грешат старые системы управления в трамваях), да и вообще, внутри находиться вполне приятно. Только ощутимо дороже :-)
Хельсинки (за билет можно не платить, кондукторов, как у нас, нет. Есть контроллеры и недетские штрафы):
Мюнхен (обратите внимание как устроен пересадочный узел - для входа в метро нужно пройти 10 метров, даже дорогу не нужно переходить ):
Приятно, что у нас тоже начали понимать важность ОТ в жизни города и начали медленно приводить в его порядок. Очень символично в этом плане возвращение трамвая №3 на Садовую улицу. Скоро совершу "тест-драйв", обязательно расскажу о впечатлениях!
Почти как в Европах (поскорее бы так во всем СПб!):
Похожая история, со сменой точки зрения, произошла у меня и с автобусом. Вот только тут за примерами далеко ездить на надо было. Итак, в прошлый раз я закончил на том, что семья вместе со мной переехала, единственным способом добраться до метро стал упомянутый автобус. 172-й ездил до "Пионерской", 166-й - до "Старой Деревни". Первый ходил часто, но ехать было дольше, да и синяя ветка не так подходила для моих потребностей. А как он стоял (да и сейчас стоит) в пробках на Богатырском проспекте по вечерам! Можно было знатно подремать, если удавалось занять сидячее место :-). 166-й в пробках не стоял, но ходил с интервалом в 30-40 минут, ждать его вечером у метро было особенно муторно. Объединяло два маршрута не самое лучшее состояние автобусов. В 2004-м парк уже потихоньку обновлялся, но обычно приезжало что-то вроде этого:
В качестве альтернативы тогда были воспетые в анекдотах, байках и страшилках маршрутки-газели, которые хоть и были быстрее, но обладали еще меньшей комфортностью. Кстати, фото выше относительно свежее, на нем Газели сменились Вольсквагенами (на заднем плане). В общем, тогда путешествие на автобусе воспринималось мной как досадная необходимость, а не способ быстро добраться куда-нибудь. Трамваи, хоть и гремели в пути всем чем только можно, но от пробок не зависели и доставляли из А в Б относительно быстро.
Если вдруг кто забыл, как еще недавно выглядели улицы Петербурга в людных местах :-):
В лучшую для меня сторону ситуация поменялась после долгожданного открытия весной 2005-го станции метро "Комендансткий проспект". 172-й делал рядом остановку, поездка от дома до метро сокращалась с 30-40 минут до 10-15. Теперь путешествие через весь город до универа, в котором я учился, не омрачалось ежедневной унылой болтанкой в пробке. Окончательно вера в автобус вернулась ко мне, когда я поступил на военную кафедру при университете. Занятия проходили на Английском проспекте, что достаточно далеко от метро. Поэтому на помощь приходили автобус и троллейбус. Компоненты, составляющие приятное впечатление от поездки:
1) Маршрут через исторический центр, особенно точка старта (Невский проспект, неподалеку от Гостинки).
На снимке отрезок 22-го автобусного маршрута, проходившего мимо таких достопримечательностей как Исаакиевский собор и Новая Голландия.
2) Подвижный состав. В центре и троллейбусы и автобусы почти все относительно новые и непривычно чистые.
На новенькой Скании кататься намного приятнее, чем на разваливающемся Лиазе
3) Поездка с ветерком. Тогда я просто ездил рано утром, и поэтому пробки в центр еще не успевали доехать. Но сейчас на Невском и некоторых других улицах в центре появились выделенные полосы. Часто вижу, как автобусы и троллейбусы летают по ним быстрее автомобилей!
4) Приятная компания :-). К достоинствам ОТ это, конечно, не относится. Но в толпе молодых балбесов (на стартовую остановку все подъезжали примерно в одно и то же время,) время летит незаметно.
В моем районе, тем временем, медленно, но верно шла замена старых автобусов. Как-то внезапно обнаружил, что стареньких Икарусов уже не застать:
А появились новые и удобные Лиазы, не уступающие по качеству Сканиям на Невском:
166-й маршрут, похоже передали в другую компанию-перевозчик. Которая так же сменила парк. Правда, на чуть менее комфортные китайские "аналоги":
Вот так изменились маршруты рядом с моим домом, а так же изменилось и мое отношение к ним. А у вас есть истории эволюции ОТ рядом с вами?
Написано специально для сообщества
blogomarathon.
P.S. Фотографии найдены в общем доступе. Большое спасибо авторам, их сделавшим и Яндексу, который помог мне их найти!