Реклама на транспорте: да или нет?

Aug 27, 2013 17:21

Дискуссия в рамках проекта обсуждения транспортной системы Санкт-Петербурга подразумевает изучения всех аспектов оной, в том числе тех, что напрямую не относятся к заторам на дорогах или проблемам обслуживания и технического состояния. Сегодня мы, Арт Руденко студия, занимающаяся дизайном и всем, что к нему относится, хотим разобрать ещё один немаловажный вопрос. Связан он с визуальной составляющей нашего города и общественного транспорта в частности - рекламой. Вопрос этот, к слову, уже однажды поднимался. Однако нам кажется, здесь требуется более детальный анализ и рассмотрение. Попробуем отказаться от субъективной оценки.





Зачем она нужна?

Ясное дело, нам, горожанам, от обилия различной рекламы в повседневной жизни порой уже становится тошно. Она сопровождает нас повсюду, и никуда от неё не деться. Не секрет, правда, что реклама - это ещё и важный инструмент для ведения бизнеса, в свою очередь этот факт оправдывает её наличие. Ведь он (бизнес) является основой всей нашей потребительской культуры, о преимуществах и недостатках которой мы сейчас говорить не будем.

Стало быть, любая компания вне зависимости от масштабов и сферы её деятельности нуждается в постоянном напоминании о себе, информировании о своих услугах и продуктах. Создаются целые отделы, занимающиеся вопросом продвижения, выделяются колоссальные бюджеты только затем, чтобы обеспечить если уж не стремительный рост, то хотя бы стабильное положение фирмы на рынке. Это одна из основ здоровой конкуренции.

Маркетологи и специалисты по рекламе занимаются вопросом эффективности на протяжении десятков лет и в большинстве случаев вынуждены признать: реклама на транспорте гораздо действеннее, нежели «наружка» на стационарных стендах и билбордах. Во всяком случае, исследования показывают разницу в 2-3 раза. Это связано, во-первых, с охватом целевой аудитории, во-вторых, с формой преподнесения самой рекламы - удобной, комфортной и ненавязчивой.

Чем же она так хороша?

Хорошая (тут имеется в виду профессионально выполненная) реклама, как правило, органично вписывается в среду, в нашем случае - транспорт. Особенность такого продвижения в том, что здесь необходимо применять специальные техники размещения, которые требуют не просто знания основ психологии и потребительского поведения, но и немалой доли творческого мышления. Одно дело - повесить плакат на стенд, другое - сделать подобным носителем, к примеру, троллейбус. Согласитесь, привлечь внимание и создать такую рекламу по-настоящему запоминающейся и узнаваемой - задача не из лёгких. Но и результатов она приносит гораздо больше.



Действительно, количество человек, которые контактируют с таким видом информации, в разы превышает количество людей, проходящих мимо билбордов. Представьте, сколько человек за день проезжают на автобусе, являющимся носителем рекламы? А различными видами транспорта в любом городе пользуются до 90% населения. Более того, исследования, проведённые Workline, показывают высокую лояльность петербуржцев к такой форме продвижения. Около 70% из них не считают, что реклама на транспорте наносит ущерб общей эстетике города. Часто она становится хорошим источником для поднятия настроения горожан.

Тут я немного нарушу данное обещание о субъективной оценке, упомянув один личный случай. Мне, например, в своё время запомнилась поездка по красной линии метрополитена, когда вместо привычного и ничем не примечательного синего состава к платформе подъехали вагоны, окрашенные в яркие рисунки. Скажу честно, ехать в таком поезде было гораздо приятнее, даже как-то свежее, что ли.



Примеров такой, по-настоящему классной, рекламы в мире множество. Тут и креатив и функциональность. В общем, 300%-ый эффект.

Небольшая ремарка. В своё время нам тоже довелось заняться разработкой рекламы на транспорте. Это была наше первая проба на этом поприще. Бесспорно, это был полезный и занимательный опыт как для нас, так и для заказчика, с которым мы к тому времени уже долго сотрудничали по поводу разработки дизайна для его продукции. Конечно, нам бы хотелось реализовать свои идеи и в городском масштабе, потому как такие проекты требуют особенного подхода, и здесь предоставляется гораздо более обширное поле для возможностей. В общем, благодаря Блогомарафону, задались мы целью поработать и с общественным транспортом, надеемся, что получится.



В чём её проблема?

Конечно, на каждый пример удачной рекламы на транспорте найдётся пять неудачных. В России и Петербурге вообще с этим пока тяжеловато, если уж честно. Основная причина в том, что люди неверно подходят к оценке эффективности размещения, полагая, что сам факт наличия подобного необычного канала информирования уже оправдывает все затраты. Поэтому мы часто видим рекламу, вызывающую отторжение или в лучшем случае печальную улыбку неодобрения. Теряется сам смысл рекламы как инструмента привлечения.



Кроме того, следует учитывать факт того, что Санкт-Петербург всё-таки является культурной столицей, обладая уникальным городским ландшафтом и архитектурой. По этой причине подходить к вопросу наружной рекламы необходимо не просто с умом, а с особой осторожностью, учитывая общественный транспорт как элемент цельной городской картины. Не должно быть аляповатых иллюстраций и нелепых текстов, всё обязано гармонично вписываться в общую эстетику.

Социальная составляющая.

Нельзя не упомянуть, что нам всем хотелось бы видеть больше действительно социально направленной рекламы. И транспорт в этом плане отлично подходит на роль носителя. Возвращаясь ко всем преимуществам такого способа размещения информации можно с уверенностью говорить об эффективных мерах по мотивации горожан, к которым может прибегать администрация города.

Ведь для неё (администрации) люди, пользующиеся общественным транспортом, и есть целевая аудитория. И даже больше: владельцы личного автотранспорта тоже станут непосредственными участниками подобной коммуникации. Чем не отличный инструмент для сокращения случаев хамского и неосторожного вождения, например?



Как итог.

Безусловно, вопрос размещения рекламы на транспорте имеет множество нюансов, которые необходимо учитывать. Участниками обсуждения должны стать все: руководство города и сами горожане, бизнес и рекламодатели.

Не спорю, создать какой-то искусственный барьер для размещения некрасивой и неуместной рекламы сложно, но полностью запрещать такой инструмент, лишив возможности лицезреть интересную и оригинальную рекламу, тоже будет неправильно. Имеет смысл общими усилиями совершенствовать это направление, наверняка, существуют ресурсы, с помощью которых можно будет контролировать сам процесс размещения. Результатом такой деятельности станет возможность для бизнеса использовать эффективный канал продвижения, для администрации -место для реализации социальных программ. Возможно, и нам, петербуржцам, пользоваться общественным транспортом тогда станет намного приятнее?

Previous post Next post
Up