Хотя нынешняя революция еще не завершилась, рискнул некоторые сравнения провести:
Украина взрослеет на Майдане?
Нашей стране приходится переживать вторую революцию за последние девять лет. Хотя события «оранжевой революции» и нынешний массовый протест на Майдане во многом похожи, между ними достаточно различий. Это позволяет предположить, что и результаты революционных преобразований будут разными.
Повод для революции. В 2004 году поводом для выступления граждан стали фальсификации результатов второго тура президентских выборов в пользу тогдашнего премьер-министра Виктора Януковича. Ситуация усугублялась обезображенным внешним видом его главного соперника - лидера фракции «Наша Украина» Виктора Ющенко, тайна отравления (обострения хронического заболевания) которого остается нераскрытой до сих пор. За пять лет управления страной Виктор Андреевич не удосужился заняться поиском виновных.
Девять лет спустя, 21 ноября 2013 года, на Майдан вышли несколько журналистов и активистов, протестовавших против отказа правительства Николая Азарова подписывать Соглашение об ассоциации с ЕС. Неуступчивость и неадекватное применение силы властью уже к началу декабря превратили главную площадь страны в арену массового протеста, ощетинившуюся баррикадами. Как и в 2004-м, протестующие намерены стоять до победы.
Символ революции. Уже упомянутый Виктор Ющенко был не только символом революции, но и получил от нее самые большие дивиденды в виде третьего тура президентских выборов и пятилетки по управлению страной. Его младший политический партнер Юлия Тимошенко благодаря событиям 2004 года превратилась из «газовой принцессы» в «королеву Майдана», заодно получив портфель премьер-министра. Впоследствии Юлия Владимировна баллотировалась в президенты, но неудачно.
Как ни парадоксально, но у протеста 2013 - 2014 годов нет символа, более 90% стоящих на Майдане или приходящих туда время от времени людей - беспартийные. Лидеры парламентской оппозиции неоднократно пытались оседлать протест, использовать его в качестве трамплина для решения персональных политических задач. В первую очередь - в ходе фактически идущей президентской кампании. Майдан пытаются эксплуатировать не только Кличко, Тягныбок и Яценюк, но и набирающий рейтинг Петр Порошенко, и пытающийся стать незаменимым для будущего президента Юрий Луценко, и даже находящаяся в заключении Юлия Тимошенко. Потенциала Майдана, с одной стороны, хватает для подпитки рейтинга упомянутых политиков, с другой - они стали заложниками необходимости согласовывать свои действия и результаты переговоров с властью с массой протестующих.
Роль Виктора Януковича. Девять лет назад Виктор Федорович был премьером и лидером Партии регионов. Он был согласованным кандидатом в президенты от власти, но не обладал всей полнотой влияния на события в стране. В его избирательном штабе было в избытке российских технологов и случайных людей, после второго тура от претендента на президентство отвернулись многие соратники. В итоге Януковичу пришлось пережить поражение, но он довольно быстро вернулся на политический Олимп.
События 2013 года Янукович встретил в качестве полноправного главы государства, объему полномочий которого завидует большинство европейских президентов. Партия регионов монополизировала власть в стране, и ее почетный председатель не собирается ею поступаться. Компромиссы Виктор Федорович продолжает воспринимать как признак слабости, поэтому идет на них крайне неохотно. Он остается весомым претендентом на президентское кресло на выборах 2015 года, но его шансы выглядят не так предпочтительно как буквально пару месяцев назад.
Состояние экономики. В начале 2000-х украинская экономика переживала резкий подъем, нашу страну называли «восточноевропейским тигром». Это способствовало становлению среднего класса, который стал гвардией «оранжевой революции», но потом был брошен на произвол судьбы теми, кто посчитал себя ее победителями.
Вопреки заверениям правительства Николая Азарова, состояние экономики Украины на рубеже 2013 - 2014 годов плачевное. Власти не удалось вывести экономику из кризиса и создать условия для последовательного роста экономических показателей. Многие украинцы вынуждены выживать, наиболее активные граждане ищут будущего за рубежом или борются за него, выйдя на Майдан.
Действия силовиков. Во время «оранжевой революции» милиция и Вооруженные придерживались нейтралитета. Хотя слухов об ожидающихся атаках спецназа хватало, на деле силовики остались над схваткой.
Именно разгон «Беркутом» с неадекватным применением силы активистов Евромайдана утром 30 ноября стал причиной разрастания протестов. В декабре дважды предпринималась попытка зачистить Майдан, но протестующие выстояли против спецназа МВД и внутренних войск. Уже в середине января на улице Грушевского начались беспрецедентные для Украины столкновения участников протестов с правоохранителями, которые привели к человеческим жертвам. Очевидно, что переформатирование министерства внутренних дел является одной из основных задач внутренней политики Украины после завершения кризиса.
Роль парламента. В 2004 году Верховной Раде удалось стать площадкой для поиска компромисса. Владимир Литвин, тогда возглавлявший законодательный орган, сумел подняться над схваткой кандидатов в президенты и обеспечить осуществление политико-правового компромисса: согласие на третий тур президентских выборов было проголосовано в комплекте с решением об изменении Конституции.
На этот раз Верховная Рада мало напоминает место для дискуссий, власть зачастую испытывает соблазн продавить необходимые ей решения без обсуждения. Так случилось с пакетом законов, серьезно ограничивающих гражданские права и свободы. После скандального принятия их Верховной Радой 16 января и прошел новый всплеск протестной активности, который привел к уличным столкновениям на Грушевского. Отмена законов Колесниченко - Олийныка не смогла восстановить статус кво в отношениях власти и общества.
Характер протестов. Борьба за отмену результатов второго тура президентских выборов шла исключительно мирно. Наблюдались даже сцены братания между представителями «оранжевого» и «голубого» политических лагерей.
Развитие событий в конце 2013 года не позволило протестам стать мирными, после разгона Евромайдана некоторым протестующим довелось скрываться на территории Михайловского собора. И в дальнейшем ни действия силовиков, ни настроения Майдана не позволяли протестам оставаться исключительно в мирном русле. Показательно, что в 2014 году массовые выступления перекинулись на областные центры, в некоторых из них (преимущественно на юго-востоке страны) власть мобилизовала на помощь милиции группы субъектов спортивно-криминального вида.
Формат оппозиции. Летом 2004 года Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко подписали соглашение о создании коалиции «Сила народа», в состав которой впоследствии входили другие желающие поддержать Виктора Андреевича в борьбе за пост президента страны.
Как сказано выше, лидеры оппозиционных фракций парламента не смогли определить единого кандидата на предстоящих президентских выборах. Наличие у каждого из них особого видения собственной роли в будущей избирательной кампании не позволяет определить и лидера протестов, способного стать активным участником переговоров с властью. Многослойность и раздробленность оппозиции играет на руку власти.
Переговоры. В 2004 году начали с участием международных посредников, среди которых был Хавьер Солана, Александр Квасьневский, Ян Кубиш, Борис Грызлов. Рукопожатие Ющенко и Януковича тогда воспринималось как шаг к примирению, что впоследствии и случилось.
Власть согласилась на ведение переговоров только после смерти протестующих на Грушевского. И сам формат переговоров Виктора Януковича с лидерами оппозиционных фракций, и выступления с объявлением их промежуточных результатов свидетельствует: поиск компромисса между участниками политического конфликта является скорее данью приличиям, чем стратегическим курсом. Оппозиция предлагает привлечь международных посредников, президентская команда упорно от этого отказывается.
Освещение событий СМИ. На излете президентских полномочий Леонида Кучмы в Украине властью было монополизировано практически все телевизионное вещание. Альтернативную картинку зрителям предлагали только 5 канал и телеканал «ЭРА», остальные действовали в соответствии с присылавшимися президентской администрацией темниками. Это не помешало телевизионному топ-менеджменту ведущих каналов покаяться, когда победа Виктора Ющенко стала очевидной.
Сегодня каждый может найти себе информацию по вкусу, формируя из телевизионных новостей собственную информационную картину дня. Различные «телекнопки» показывают происходящее на Майдане и в окрестностях по-своему, стремясь соответствовать собственному видению стандартов объективности. При этом в электоральном заповеднике «регионалов» на юго-востоке страны активно работает государственная пропагандистская машина.
Социальные сети. В 2004 году социальные сети в Украине практически не существовали, поэтому ставка в информационной войне делалась на использование Интернета и мобильной связи.
Хотя Украина мало напоминает страны Востока, где события «арабской весны» были тесно связаны с распространением социальных сетей, их роль в нынешнем политическом кризисе нельзя недооценивать. В виртуальном пространстве происходит не только мобилизация сторонников, но и идут ожесточенные информационные войны между сторонниками и противниками власти.
Побочные эффекты. Разговоры о федерализации Украины и возможном отделении некоторых областей были характерными для 2004 и 2014 годов. Полагаю, дело в том, что этот довод - один из последних в обойме аргументов Партии регионов. Находясь при власти, ее представители уделяют мало внимания реформе местного самоуправления и децентрализации власти, но как только в воздухе запахло жареным, начали искать варианты «особого пути для Юго-Востока», критикуя «галицийских нахлебников». При этом следует учесть, что ни одной влиятельной политической силы, ратующей за разделение Украины, на партийном горизонте нет.
Реакция в мире. В 2004 году события в Украине воспринимались в мире как элемент в череде «цветных революций». По крайней мере, такое отношение к происходящему в Киеве было сформировано в России, а страны Запада приветствовали победу Виктора Ющенко.
Сегодня нашей стране снова удалось оказаться в центре внимания. Если Россия призывает США и Европейский Союз не вмешиваться активно в украинские события, утверждая, что сама она остается в стороне, то высокопоставленные западные дипломаты подчеркивают важность борьбы украинского народа за идеалы демократии. По факту крупнейшее европейское государство борется не только за демократизацию, но и за собственную внешнеполитическую субъектность, продолжая балансировать между сближением с Европейским Союзом и ориентированием на Россию.
Последствия для Украины. Победа Виктора Ющенко и «оранжевой революции» вызвала эйфорию в украинском обществе, которая впоследствии вызвала конфликты в лагере победителей и обеспечила убедительный реванш Виктора Януковича на выборах 2010 года. Вожди Майдана не сумели конвертировать огромный кредит народного доверия в реальные преобразования, а почти четыре год правления Виктора Януковича усугубили существующие проблемы.
Сегодня Украина борется не за формальный европейский путь, а за уважение прав граждан, за возможность стать нормальным государством, а не подверженной иностранному влиянию «серой зоной». Пожалуй, сегодня на Майдане и Печерских холмах решается, окажется ли наша страна способной догнать государства Центральной и Восточной Европы по качеству жизни и понимания происходящего в окружающем мире. Видимо, Украине судьбой предопределено взрослеть исключительно на Майдане.
Євген Магда