Закон о выборах: операция «легитимация»

Sep 29, 2011 14:14



Подготовка нового закона о выборах народных депутатов близится к завершению: на днях Венецианская комиссия огласила свои предварительные рекомендации к закону. Портал «Политика и деньги» рассказывает о том, почему так важна «отмашка Запада» и какие из рекомендаций комиссии совершенно точно не будут учтены.

Равнение на Запад

В течение
последних десятилетий в развитых демократических государствах был создан
механизм легитимации результатов выборов в развивающихся странах на
основе западных ценностей, стандартов и процедур.

Западный
истеблишмент развернул целую сеть различных неправительственных и
экспертных международных организаций. Их главной задачей является
мониторинг политических и электоральных процессов в странах с «незрелой»
демократией, а также разработка рекомендаций по совершенствованию
избирательных систем этих стран.

С 1990 года значительно
усилилась роль института международных наблюдателей. Тогда ОБСЕ приняло
Копенгагенскую декларацию, в ней были сформулированы 7 основных
критериев, которым должны соответствовать любые выборы: они должны быть
«универсальными, равными, честными, тайными, свободными, прозрачными и
подотчетными».

Международные наблюдатели осуществляют контроль
над тем, чтобы выборы соответствовали предъявленным требованиям. Их
выводы являются одним из важнейших условий для признания результатов
выборов правительствами ведущих стран мира.

Надо заметить, что и
в дальнейшем формирование политики Запада по отношению к той или иной
стране происходит с учетом оценок международных наблюдателей и
экспертных организаций. Довольно часто случается, что при этом
применяются двойные стандарты, но это тема отдельного разговора.

Когда-то русским правителям ярлык на княжение выдавала Золотая Орда.
Сегодня функцию ярлыка выполняют, например, выводы международных
наблюдателей от ОБСЕ. Иными словами, реальный источник легитимности
украинской власти расположен на Западе, и можно прогнозировать, что
такая ситуация продлится еще довольно долго.

Несмотря на
текущие экономические трудности, которые испытывают развитые страны, и
подъем новых держав (Китай, Индия, Бразилия и т. д.), совокупная
финансовая, политическая и военная мощь клуба демократических стран в
ближайшей перспективе останется недостижимой для любых других стран мира
или их коалиций.

В решающей роли консолидированной позиции Запада в мировых делах Виктор Янукович
мог убедиться на собственном опыте минимум дважды. Первый раз в 2004
году, когда Евросоюз и США отказались признавать результаты 2-го тура
президентских выборов и не дали ему стать президентом. Стоит добавить,
что такая позиция была обусловлена не только массовыми уличными
протестами в украинских городах, но и выводами международных
наблюдателей и неправительственных экспертных организаций.

Второй раз это произошло в 2010 году, когда ведущие страны мира на
удивление быстро и согласованно признали президентские выборы в Украине
соответствующими демократическим стандартам. И тем самым лишили его
соперницу во 2-м туре Юлию Тимошенко каких-либо шансов оспорить результат избирательной кампании.

Сегодня политический режим Виктора Януковича
силен внутри страны, но слаб на внешней арене. Власть может в
определенной степени пренебречь внутренней легитимностью результатов
парламентских выборов 2012, но она крайне заинтересована в их
международном признании. А такое признание может дать только Запад.
Миссия Лавриновича

Как известно, за внешнеполитическое измерение парламентских выборов-2012 отвечает министр юстиции Украины Александр Лавринович.
На данном этапе перед ним поставлена задача обеспечить легитимацию
нового закона о выборах со стороны наиболее авторитетных международных
экспертных организаций в области избирательного права - Венецианской
комиссии, Совета Европы и Международного фонда избирательных систем
(IFES).

Именно в эти структуры и обратился министр юстиции 23
июня 2011 года с просьбой провести экспертную оценку проекта закона о
выборах народных депутатов. И вот в сентябре эксперты Венецианской
комиссии (ВК) представили в Киеве предварительные выводы и рекомендации. В целом они оказались вполне приемлемыми для власти.

Комиссия ожидаемо раскритиковала возвращение к смешанной избирательной
системе, опасаясь, что это может способствовать искажению результатов
выборов в пользу провластных политических сил. Вместо этого ВК
рекомендовала Украине перейти к пропорциональной системе с открытыми или
региональными списками.

В ответ на это Александр Лавринович
возразил, что выбор того или иного типа избирательной системы является
исключительно внутренним делом страны и это полностью соответствует
принципам ВК. Представителям комиссии не осталось ничего другого, кроме
как согласиться.

Отверг министр юстиции и другое, принципиально
важное для украинской власти замечание комиссии. Оно касается нормы
законопроекта, запрещающей участие в выборах тех граждан, которым
предъявлено обвинение в совершении умышленного преступления. Это
положение напрямую касается Юлии Тимошенко:
оно фактически исключает возможность ее участия в парламентских
выборах. Естественно, комиссия хотела бы изъять эту норму из текста
законопроекта.

Однако Александр Лавринович указал на
невозможность такого шага, поскольку эта норма полностью отражает
содержание части 2 статьи 76 Конституции Украины, устанавливающей
ограничения для кандидатов в депутаты. Секретарь Венецианской комиссии Томас Маркерт
был вынужден признать, что закон не может противоречить Конституции и
поэтому рекомендации комиссии в этой части не могут быть учтены.

Таким образом, Виктор Янукович сохраняет для себя две важные
возможности. Во-первых, самостоятельно определять модель избирательной
системы. Во-вторых, законодательным путем не допустить Юлию Тимошенко к
участию в выборах.

В то же время Киев задекларировал готовность
максимально учесть остальные пожелания ВК. По словам Александра
Лавриновича, он будет предлагать принять 21 рекомендацию ВК и еще 14
обсудить. Министр юстиции также сообщил, что доработанный проект закона
планируется отправить на рассмотрение президента уже на следующей
неделе, после чего глава государства внесет его на рассмотрение в
Верховную Раду в качестве неотложного.

Александр Лавринович
может быть удовлетворен: миссия выполнена. Законопроект о выборах
получил в целом позитивную оценку международных экспертных организаций, и
в то же время не было сдано ни одной принципиально важной для
руководства страны позиции.

Напротив, для власти открывается
довольно интересная перспектива: если утвердить максимально выгодную для
себя редакцию законопроекта в Верховной Раде до конца октября, то можно
будет сохранить ее до самых выборов. Ведь одна из рекомендаций
Венецианской комиссии и состоит в том, что избирательное
законодательство желательно не менять в течение года перед проведением
выборов.
Автор: Андрей КУЗНИЧЕНКО
Источник: finzah.com.ua

Previous post Next post
Up