Лонгрид про самый мистический и мрачный спектакль нижневартовского Драмтеатра
За почти 2 года знакомства с нижневартовским Драмтеатром сделал для себя вывод, что здесь нет двух одинаковых спектаклей. Каждый по-своему уникален и не похож на другие. Каждый со своей изюминкой.
Сегодня расскажу, наверное, про самый крупный (в смысле, выдающийся), черный и горький изюм в репертуаре - о постановке “Дорога в Китеж”.
Для создания атмосферы загадочности, включите этот трек
Это музыкальный спектакль, который нигде, кроме Нижневартовска, не показывали и показывать не планируют. Так что, чистейшей воды эксклюзив. Такого больше нигде нет и в ближайшее время не будет.
В основе лежит трагическая судьба, пожалуй, самой многострадальной русской писательницы - Анны Ахматовой. Поставил спектакль, пожалуй, самый загадочный местный режиссер - Анна Наумова.
Загадка
Мистика вокруг этой постановки началась ещё на стадии её зарождения. По словам режиссёра Анны Наумовой (прошу заметить, тёзка Ахматовой), идея пришла к ней совершенно неожиданно.
Рассказывает она об этом неохотно. Уверяет, что это не совсем её произведение, а некий подарок, откровение свыше. Будто оно родилось само по себе и почти без её участия.
Мол, ничего и придумывать не пришлось - лишь оформила те мысли, которые ей открылись.
Отдельные пазлы, казалось бы, обычной повседневной жизни, вдруг сложились в цельную картину, которую только и оставалось, что положить на бумагу, да показать миру.
История
В те времена, 5 лет назад, молодой нижневартовский режиссер Анна Наумова взялась подготовить для девчат из соседнего Мегиона спектакль по поэзии золотого века.
Работа как работа, ничего выдающегося и многообещающего. Кто знал, что это в скором будущем сыграет важную роль?
В рамках необходимого познакомилась с творчеством и биографией нескольких поэтов, в том числе и Ахматовой.
Дело сделала и забыла.
Через какое-то время в её личной жизни, насколько я понял из рассказов её самой и коллег, произошла катастрофа и начался полный раздрай.
Об этом тяжелом периоде жизни в театре говорить не принято. Тема покрыта мрачной тяжелой парчой, копошиться под которой не любят.
В подробности вдаваться не буду, но это была настолько чёрная полоса, что выкарабкиваться из той ямы негатива пришлось довольно продолжительное время.
Чтобы примириться с самой собой и найти выход, Анна надолго покинула город, отправившись в Индию, восстанавливать своё душевное равновесие.
“Надо снова учиться жить”, - Анна Ахматова.
“Лысая в сари - в гуще Индии. Ищу себя, но отражения пока не узнаю ) ом”, - Анна Наумова, 2013 год.
Сложно сказать насколько процесс создания “Дороги в Китеж” повлиял на судьбу автора. Или наоборот, как глубоко работа впитала в себя те мысли, которые в это время крутились в голове режиссера.
Однако, ощущение, что спектакль пропитан именно теми мощными и тяжелыми эмоциями, не покидает ни во время просмотра, ни после.
Постановка мрачная, невероятно глубокая и наполненная символами. Она сильна как внешним оформлением (музыка, реквизит, визуализация, интерактив), так и посылам ко внутреннему миру зрителя. Заставляет волосы на руках шевелиться, а душу - переживать и думать о вечном.
Мистика
Но вернёмся чуть назад, еще до того, как “инструмент в руках Всевышнего” надломился и затребовал ремонта.
В то время, когда Анна Наумова уже была достаточно близко знакома с творчеством Ахматовой и, возможно, имела схожие с ней переживания.
Как-то раз невзначай она попросила у своего брата закачать ей на плеер какую-нибудь современную музыку. Так случайно (хотя какие у Всевышнего могут быть случайности?) Анна открыла для себя группу “Дети Пикассо”.
“Я не знаю, кто живет во мне.
Я не знаю, кто лежит на темном дне.
Опускаю крылья глубоко.
Буду пить из неба черное молоко.
Это черная глубина,
Это тихая глубина,
Это мягкая глубина,
Это черная а…”,
- Дети Пикассо - Глубина
По её словам, эти песни пронзили её в самое сердце. Именно после того, как она услышала их, в её голове что-то щелкнуло и стало ясно - ВОТ ОНО!
Разрозненные лоскутки из воспоминаний, чувств и опыта внезапно сложились в цельную картину. Это озарение впоследствии и стало “Дорогой в Китеж”.
Развитие
На протяжении всего времени существования спектакля (5 лет) он дорабатывался и улучшался. Анна Наумова так и говорит, будто он как родился сам, так и продолжает расти и развиваться. Сам. За ним нужно только присматривать.
Вот и сейчас к нему добавился пролог с участием слабослышащих актеров. Малыш сделал новый шаг, вступил на очередной этап развития.
Click to view
Режиссер и сама, насколько может часто, играет в постановке. Но только в роли тёмной сущности - Акумы (с японского - Демон). И это не обсуждается.
Когда видишь её на сцене, то сразу становится ясно - с таким дьявольским огоньком в глазах играть положительную героиню было бы просто невозможно.
Да и сама Анна на вопрос не хочет ли она сменить амплуа и выйти на сцену в белых одеждах, ответила, что ей такое даже не приходило в голову.
“Быть злым легко. Темное затягивает. Привлекает”, - объяснила она.
Эмоции
Даже несмотря на то, что я не являюсь обожателем мистики и прочей чертовщины, был глубоко потрясен спектаклем. Энергетика, которой пронизан спектакль - мощнейшая. Силу, исходящую от актёров - не передать словами.
Всё это настолько сильно резонирует с фибрами души, что ощущаешь её на реальном физическом уровне.
Эмоции даже до сих пор настолько сильны, а мыслей так много, что как установлено опытным путём, я могу переписывать этот текст практически каждый день и каждый раз он будет получаться новым.
Эдакий День Сурка наоборот. Бесконечная реинкарнация.
Это, пожалуй, один из самых сложных постов, которые я когда-либо писал. Ну, из серии текстов про театр - уж точно.
Торт
Если всё упростить, то могу сравнивать “Дорогу в Китеж” с тортом. Бесспорно, с очень вкусным тортом. С каким-нибудь многослойным “Наполеоном”.
Его можно разложить на коржи. Например так: сильные стихи, живая музыка, взрывная хореография, отличные актеры, контрастные герои, пластичные “фрики”, трагическая судьба, горькая Ахматова, жесткий интерактив, жестокие мультимедийные шрамы.
Или так: внешние это выглядит как история жизни Анны Ахматовой, если копнуть чуть глубже, то можно отметить, что она не про отдельно взятого человека, а, наверное, про всю Россию тех времен.
Если смотреть дальше, то она про каждого из нас, про наши плохие и хорошие стороны, о самокопании, самоанализе и самопрощении. Можно найти здесь отсылы и на глобальные вопросы: о добре и зле, о смысле жизни, о любви и внутреннем стержне.
Всё это густо смазано символизмом: черно-белая сцена (как раз и намекающая на баланс сил добра и зла), скрипучее зеркало (как портал из нашего мира в потусторонний), спасительный огонь, загадочная луна и жутковатые картины Пабло Пикассо.
Но зачем разбирать на части, торт, которым нужно наслаждаться целиком?
Поиск
После первой “Дороги в Китеж” я переваривал её, наверное, неделю. Мысли до сих пор рождаются, путаются и спорят друг с другом.
Как то, самое скрипучее зеркало, которое ездило по сцене, в голове скрипели, крутились и переворачивались образы, идеи, трактовки: кто такая Акума? Второе Я? Антипод? Персональный демон? Сгусток тёмной энергии? Образ внутренних комплексов, барьеров и неуверенности? Неосязаемое общественное мнение (преимущественно порицающее)?
Фрики - это ангелы справедливости или демоны судьбы? Почему молчат? Почему любят огонь, боятся колокола и перестали подчиняться Акуме?
Переворачивающееся стекло - это граница двух миров? А горловое пение, открывающее спектакль - намек на “вначале было Слово”?
В общем, вопросы сыпались и сводили с ума.
Казалось, я упустил что-то важное. Взял не тот ключ. Не добавил цифру после “Джойказино” и теперь у меня проблемы с доступом.
Закончилось всё гадким чувством, что истина где-то совсем рядом, но как в кошмарном сне я бегу за ней, но не могу догнать.
Может это из-за того, что я не знаком со стихами и историей Ахматовой? Или вдруг ключ к разгадке в текстах группы “Дети Пикассо”, чьи песни разбавляют действа?
Познакомился с этим всем, но по отдельности они ничего не дали. Ну дак и правильно - торт надо есть целиком. Вот только вопрос в том, как его правильно переваривать?
Шеф-повар
Как и в любом шедевре, в этом тоже есть свой секрет. И раз уж мы заговорили о еде, то это секрет шеф-повара. У столь загадочного и мрачного спектакля и тайны должны быть соответствующие.
О них я написал в самом начале. Но до тех пор, пока я этого всего не узнал, меня просто трясло.
Практически сразу как вышел из зала после первого похода “в Китеж”, возникло острое желание поговорить с Анной Наумовой.
Тогда было такое состояние как после окунания в прорубь - что это сейчас было не ясно, но эмоции через край.
Нужно было, чтобы шеф-повар объяснил, как всё это правильно переваривать. А ответ оказался простым: как чувствуешь, о чём думаешь - так оно и есть.
Каждый человек, в зависимости от своего опыта, мировоззрения и отношения к действительности, видит в “Дороге в Китеж” что-то своё.
Символизм тем и хорош, что предполагает бесконечное количество правильных ответов.
Начало
23 июня 1889 года Анна Ахматова была рождена при странных обстоятельствах с дальнейшей путаницей в дате рождения из-за смены эпох… прошла испытание детскими болезнями, войной, затем несчастная любовь… расстрел мужа и отправка в ссылку сына, репрессии, которые посыпались на друзей и искалечили её собственную судьбу… предательства, принуждения прогнуться и воспевать режим, который истер всю её жизнь в порошок… всеобщее презрение, проклятия, боль, забвение, несколько лет спокойствия и конец… 5 марта 1966 года она умерла.
Начинается спектакль примерно с вот такой короткой и пронзительной, как выстрел КГБшника, биографии. Её выпаливают буквально за минуту. Перед зрителем проносится вся жизнь поэтессы от первых минут и до смерти.
Смерть
В постановке вообще очень много смерти. Она построена на образах страданий, мучений и траура. Всё замешано на умирании. Кажется, будто всё, что происходит на сцене - это и есть момент смерти.
Будто вся жизнь поэтессы проносится перед её глазами, а ты смотришь на это и пытаешься уловить хоть какие-то кусочки, как-то проанализировать, найти в ней смысл и понять смогла ли она к концу примириться с самой собой, со своими внутренними демонами.
Демоны
Сцена поделена пополам. Правая сторона - белая, левая - черная. Справа в белых одеждах, рассуждая о себе и своей непростой жизни, парит Анна Андреевна, слева - ёрничает, передёргивает и бесит Акума.
Акума - внутренний демон Ахматовой, её антагонист, антипод, знающий все её самые тёмные страхи и тайны. Было бы грешно демону ими не воспользоваться. И он пользуется.
Кто б еще напомнил поэтессе о её никчёмности, эгоизме, изменах мужу и холодных чувствах к ребенку, которого она сбросила на воспитание свекрови и потеряла?
Нечто
Кроме Ахматовой и Антиахматовой на сцене живут (или умирают?) еще 2 существа. Безмолвные ползучие твари, бесы, фрики. Они явно не отличаются доброжелательностью ни к белым, ни к черным. Они сами за себя и против всех. Несут страх, ужас и боль. И это уже не просто угрызения совести, а вполне себе такие реальные страдания.
Кое-что
В спектакле будет обо всех семи кругах ада, через которые пришлось пройти Анне Ахматовой. Там и про расстрел мужа - Николая Гумилева, и про 5-летний арест сына - Льва Гумилева, и про дело на 900 страниц на саму Ахматову (900 страниц - это почти 2 стандартные упаковки бумаги А4).
Друзьям поэтессы приходилось отворачиваться от неё, чтобы сохранить себя.
Есть в постановке совершенно знаковая история про то, как книгу писательницы отправили в печать, но потом сожгли, а её заключили под стражу, лишь за то, что зал вставал, когда она входила.
“Сталин не мог успокоиться: кто согласовал вставание? Однако, стихи достаточно сильны чтобы организовать вставание. Для этого не надо подсаживать в зал стукачей и выпускать директивы”.
После долгих лет издевательств Льва Гумилева снова отправили в лагерь, а Ахматова, опасаясь за жизнь сына, начала выпускать цикл рассказов в поддержку своего губителя Сталина.
Последние же 10 лет жизни Анны Ахматовой совсем не походили на предыдущие: вернулся сын, разрешили печататься и проводить встречи. Её дом стал раем.
“И я не имею претензий
Ни к веку, ни к тем, кто вокруг”,
- написала поэтесса в 1963 году.
5 марта 1966 года она умерла.
Вместо постскриптума
Чтобы в полной мере ощутить глубину “Дороги в Китеж” нужно пройтись по ней несколько раз. Я был здесь уже дважды.
В первый раз - это просто взрыв эмоций. Настоящее откровение. Событие года. Расширение сознания, осмысление целого вороха образов, символов и намёков, каждый из которых можно было интерпретировать абсолютно по-разному.
На протяжении нескольких дней после первого посещения в голове только и крутились мысли о нем, в памяти всплывали какие-то фазы, штрихи и мозг рисовал новые яркие картины с одних и тех же символов.
Из головы не выходили “Эта черная глубина” и “Хэппи Энд неизбежен”.
Позднее я понял, что мне недоставало лишь одной детали - Акумы в исполнении Анны Наумовой. Нет, Ольга Горбатова играла прекрасно, но эта роль создана именно под её (со)автора.
Думаю, режиссёр умышленно или на подсознательном уровне писала её под себя.
Второе посещение меня в этом просто убедило. Оно дало свежие мысли и новые эмоции. Получил не меньше удовольствия, чем в первый раз.
Удалось прочитать историю по-новому, уловить те детали, которым сперва удалось ускользнуть.
Но, опять же, без недостатков и на этот раз не обошлось - вместо живого звука, песни “Детей Пикассо” исполняли под минус.
В таком глубоком спектакле любая фонограмма звучит плоско, рушит атмосферу и вырывает из полного погружения.
В планах - третий поход в Китеж. Надеюсь, уж он-то будет идеален во всём.
“На дне души гудит подводный Китеж - наш неосуществленный сон”, - М. Волошин.
Следующий показ “Дороги в Китеж” 12 ноября в 18:00. На этот раз он снова немного другой, чуть повзрослевший, с небольшой редакцией режиссёра.
Чтобы не пропустить следующий пост, подписывайтесь где удобно:
Телеграм ·
Твиттер ·
Фейсбук ·
ВКонтакте ·
ОдноклассникиИли пишите на почту: an2nv@bk.ru