Если перефразировать начало известного стихотворения, то слова поэта обретут совершенно иное, актуальное звучание: «Контент! Как много в этом слове для сердца русского слилось!» Действительно, вопрос более чем животрепещущий. Чтобы понять это, приведем пример: если автомобиль попал в ДТП с причинением ущерба другому, кто несет ответственность за это? Автопроизводитель или тот, кто был в данный момент за рулем? Ответ вполне предсказуем и понятен. А вот если на хостинге какой-либо интернет-компании появляется противоправный контент, который разместила не она, а пользователи, то кто должен отвечать в данной ситуации? Дебаты не утихают до сих пор, а тем временем
фонд «Дружественный Рунет» провел
исследование обращений к российским хостерам о противоправном контенте.
Опрос проводился в период с 15 сентября по 01 ноября 2010 года. В качестве субъектов опроса были выбраны 11 компаний, предоставляющих услуги хостинга в России и, по оценкам экспертов, контролирующих в сумме примерно 50% этого рынка. Им направлялась анкета, включающая в себя вопросы о профиле компании и непосредственно о составе и источниках жалоб (сообщений, обращений) на противоправный контент. В частности, респондентов просили ответить на вопрос о примерном количестве сообщений о контенте с признаками противоправного, которые они получили за период с 01.01.2010 по 30.06.2010, с указанием соответствующих источников.
Основную долю в общем объёме принятых сообщений составляют жалобы на вредоносные программы (43%), нарушение авторских прав (22%) и фишинговые ресурсы (22%).
Все перечисленные сообщения поступили из различных источников: граждан РФ и коммерческих организаций:
Специфическую картину можно увидеть на диаграмме распределения сообщений, поступивших от правоохранительных, следственных органов, прокуратуры, государственных ведомств.
___________________________
В целом же, настоящее исследование выявило следующее:
- участвовавшие в опросе компании за первое полугодие 2010 года получили 6356 сообщений о контенте с признаками противоправного. Приняв оценку экспертов, что опрошенные компании контролируют половину российского рынка хостинга и что полугодовые данные о сообщениях можно линейно экстраполировать на календарный год, суммарный объем сообщений о контенте с признаками противоправного, который получают все российские хостеры (без учета социальных сетей, сервисов, отдельных сайтов), можно оценить на уровне около 25 тысяч сообщений в год;
- основная доля жалоб приходится на размещение вредоносных программ (43%), нарушение авторских прав (22%) и фишинговые ресурсы (22%). Перечисленные преступные деяния носят выраженную экономическую подоплеку и коррелируют с общей динамикой преступлений в Интернете (по данным Управления «К» МВД России за 2009 год);
- для российских хостеров горячие линии стали основным источником сообщений о контенте с признаками детской порнографии (67%). Вероятно, пользователи оценили эффективность работы специализированных горячих линий, в том числе
Горячей линии по приему сообщений о детской порнографии в Интернете,
одним из партнеров которой является «КОМСТАР».
Напомним, кстати, что вслед за крупнейшими операторами связи, подписавшими в начале прошлого года
Хартию-2010 по борьбе с детской порнографией в Сети, свой
отраслевой кодекс поведения, направленный на противодействие распространению противоправной информации, включая порнографические материалы с участием несовершеннолетних, приняли и ведущие российские хостинг-провайдеры. Подобные инициативы создают основу для развития Рунета как саморегулируемой открытой информационно-коммуникационной среды, безопасной для пользователей.