Национальные особенности блогосферы

Oct 28, 2010 11:10


Российская блогосфера, став массовой, окончательно превратилась из «заповедника маргиналов разных мастей» в предмет специального изучения. Так, эксперты Гарвардского университета опубликовали доклад о состоянии российской блогосферы под названием "Public Discourse in the Russian Blogosphere: Mapping RuNet Politics and Mobilization". Презентация исследования прошла 19 октября в Вашингтоне и транслировалась по интернету в режиме онлайн. От лица российских блоггеров мероприятие посетил Алексей Навальный, ака navalny. Самым популярным блог-хостингом в России американцы признали Livejournal, а самым цитируемым в блогосфере электронным СМИ - "Ленту.ру".

Одновременно выяснилось, что блоггеры у нас не такие, как во всем остальном мире, а совершенно особенные (О, кто бы сомневался?!), а Рунет обладает набором практически уникальных качеств, которые не свойственны ни демократическим Соединенным Штатам, ни авторитарным Ирану или Китаю.

Прежде всего, эти особенности связаны с отношениями между государством и СМИ, которые в России не укладываются ни в демократические, ни в тоталитарные рамки. Ученые отметили, что российские власти достаточно жестко контролируют федеральные телеканалы, но при этом допускают почти неограниченную свободу слова в других менее влиятельных СМИ и в Интернете. Авторы исследования также констатировали, что в России, в отличие от Ирана или Китая, не существует никаких жестких фильтров для внутренних пользователей Интернета.

Эксперты признали российскую блогосферу достаточно открытой, склонной к перекрестным дискуссиям и ссылкам. По сравнению с США здесь гораздо меньше "эхо-камер" - сообществ, замкнутых внутри себя.

Карту блогосферы Центр Беркмана составлял, опираясь на "дискуссионную сердцевину" Рунета (Discussion Core), которая, по оценкам экспертов, насчитывает 11792 блога. Cердцевина была выделена экспертами из общей массы - более пяти миллионов блогов - и включила в себя дневники наиболее активных блогеров, регулярно обновляющих свои записи, вступающих в дискуссии и ссылающихся друг на друга или внешние источники информации.

В этом ядре ученым удалось выделить четыре основные группы блогов: общественно-политические, региональные, культурные и инструментальные. К региональным были отнесены блоги на русском языке, но принадлежащие жителям других стран постсоветского пространства, к культурным - посвященные преимущественно культуре и искусству, к инструментальным - аккаунты, которые поддерживаются авторами за материальное вознаграждение, а не по собственной инициативе.



_____________________________

Что касается непосредственно того рынка, на котором работаем мы, то есть прикладные исследования и здесь. Например, недавно опубликованный агентством «Социальные Сети» анализ, посвященный московскому рынку услуг проводного доступа в Интернет - «Рынок проводного ШПД Москвы: ключевые компании в зеркале социальных сетей».

В ходе исследования было обработано более 50 тысяч сообщений, размещенных в русскоязычном сегменте социальных сетей и блогов Московского региона с марта по август текущего года. В числе прочего в исследовании рассматривались мнения пользователей о ключевых компаниях (московской «большой пятерке» - СТРИМ и МГТС (оба провайдера входят в группу «КОМСТАР-ОТС»), «Акадо», «Билайн» (бывшая «Корбина»), NetByNet и Qwerty), качестве их услуг и уровне обслуживания абонентов. Как отмечают исследователи, в блогосфере в целом преобладают критические отзывы об услугах ШПД, предоставляемых провайдерами. Это говорит как об общем недовольстве блоггеров, так и об отсутствии развитых сообществ «адвокатов брендов» в телекоммуникационном сегменте новых медиа.





Если рассматривать сообщения блогосферы о работе указанных операторов с точки зрения тематики постов, то по данным исследования центральной темой дискуссий являлись услуги доступа в сеть Интернет, предоставляемые операторами. Также критически блоггеры оценивали работу абонентских и технических служб компаний. В значительно меньшей степени блоггеров интересовали услуги телевидения, тарифы на услуги и проекты компаний по техническому развитию и модернизации своих сетей.





По мнению руководителя информационно-аналитического департамента агентства «Социальные Сети» Алана Билаонова, исследование продемонстрировало два ключевых момента: «Во-первых, аудитория Рунета достаточно критически оценивает качество получаемых услуг, что является показателем как недоработок провайдеров, так и общей специфики сетевого общения, когда пользователи предпочитают чаще говорить о конфликтных ситуациях. При этом многие компании осознали важность налаживания системных коммуникаций с аудиторией Интернета, что в среднесрочной перспективе позволит им снизить объем критики в свой адрес».

В частности, относительно активности операторов в блогосфере, исследователи отмечают, что в блогосфере была зафиксирована работа представителей компаний (в первую очередь компаний группы «КОМСТАР-ОТС» и коллег из «Акадо») по корректировке собственного информационного поля. Работа велась как в собственных сообществах, так и в дневниках блоггеров, оставлявших критические сообщения. В целом, подобная работа имела две составляющие - информирование аудитории о проектах компаний, а также коммуникация с недовольными абонентами. Несмотря на наличие большого количества претензий к компаниям, блоггеры, в своей массе, положительно оценивали факт присутствия операторов в социальных сетях (хочется верить, что это так! :).

С полным вариантом исследования можно познакомиться здесь.

Вывод для себя мы делаем однозначный. Конечно, от хорошей жизни человек, скорее всего, писать про ту или иную компанию в Сеть не пойдет - по большей части это «жалобная книга». Тем приятнее положительные отзывы, которые все же встречаются, и тем ценнее критика, которую мы отслеживаем и стараемся максимально учесть в совершенствовании свой работы. Понятно, что в этом отношении всем нам, сервисным компаниям, есть, куда расти и к чему стремиться, но надеемся что уже сегодня наши скромные усилия не остаются незамеченными. :)

МГТС, блоги, исследования, СТРИМ, ШПД, аналитика, Интернет, блогосфера, социальные сети

Previous post Next post
Up