![](http://i062.radikal.ru/1007/2d/8f1f7ab18f13.jpg)
Еще пару лет назад российские участники рынка платного телевидения сами не знали, кем себя считать - то ли маргиналами от медиарынка, то ли провайдерами экзотических услуг связи. И это было вполне объяснимо: с самого начала своего появления в России платному телевидению было трудно конкурировать с телевидением бесплатным. У последнего еще с советских времен осталась разветвленная инфраструктура, позволяющая транслировать телесигнал почти по всей территории России. Так,
два государственных канала - Первый канал и «Россия» покрывают соответственно 99 и 95% территории РФ, аккумулируя почти половину всей телевизионной аудитории страны. Показатели других массовых каналов тоже довольно внушительны. В общей сложности, они дают большей части населения РФ возможность смотреть не менее десятка бесплатных телеканалов.
Однако прошли те времена, когда телевизоры были роскошью, а не средством необходимости, а значит, и желание посмотреть что-то «этакое» делает свое дело: операторы сегодня способны предложить до 200 телеканалов в одном пакете. И возможностью существенно разнообразить свое домашнее телеменю люди пользуются все больше, что означает -
россияне в общем готовы платить за ТВ.
В этом плане любопытно последнее исследование
рынка платного телевидения в мире, России, СНГ и странах Балтии, проведенное компанией J’son & Partners Consulting .
Мировой рынок платного телевидения
Как отмечается в исследовании, рынок платного телевидения является одним из наиболее быстрорастущих сегментов телекоммуникационного рынка в мире. По оценке экспертов, в 2009 году число подписчиков платного телевидения в мире составило 675 млн абонентов, а к 2014 году этот показатель вырастет до 846 млн домохозяйств. Таким образом, средний рост составит около 4,7% в год. Наиболее быстрорастущим сегментом на рынке платного телевидения является IP-TV - здесь рост составляет более 22% в год, за ним следует спутниковое телевидение - в этом сегменте наблюдается рост около 6% в год. Абонентская база кабельного телевидения увеличивается в среднем на 2,7% в год. В целом на рынке платного телевидения лидирует Азия с долей рынка около 50%, за ней следует Китай, который занимает более 26%, и замыкают этот ряд Северная Америка и Западная Европа с долями рынка по 15% каждая.
Динамика роста абонентской базы платного телевидения в мире, млн домохозяйств, 2009-2014
Абонентская база кабельного телевидения, занимающего около 70% рынка платного ТВ в мире, насчитывала по итогам 2009 года 475 млн. домохозяйств. Спутниковое телевидение является вторым по величине рынком с долей 25% и абонентской базой около 165 млн. домохозяйств. За ним следует IP-TV с абонентской базой 35 млн. домохозяйств и долей рынка 5%.
Западные эксперты оценивают объем рынка платного телевидения в мире по итогам 2009 в более чем $150 млрд. По прогнозам аналитиков, в 2010 году доходы на этом рынке вырастут до $171 млрд., а на конец 2014 года составят более $222 млрд. Среднее ARPU (Average Revenue per User - среднемесячный доход на абонента) по итогам 2009 года составило $68.
Российский рынок платного телевидения
По оценкам J'son & Partners, доля России на мировом рынке платного телевидения по итогам 2009 достигла более 2%, что в количественном выражении составляет 14,5 млн абонентов. По сравнению с 2008 годом абонентская база пользователей услуг платного ТВ в 2009 году выросла почти на 21%. Активнее всего росли сегменты спутникового телевидения и IP-TV. По прогнозам компании, абонентская база платного телевидения в России по итогам 2014 года составит более 22 млн. домохозяйств.
Динамика роста абонентской базы платного телевидения в России, млн домохозяйств, 2009-2014
По итогам 2009 года объем рынка платного ТВ в России вырос на 6% по сравнению с 2008 годом и составил около $830 млн. J'son & Partnersпрогнозирует рост доходов на рынке ПТВ до $950 млн в 2010 году. По итогам 2009 года средний показатель ARPU составил около $5.
Рынок платного телевидения СНГ и стран Балтии
Развитие рынков платного телевидения постсоветских государств происходит с разными темпами, при этом, анализируя тенденции данных рынков, можно разделить их на 4 категории по территориальному признаку:
- страны Балтии (Эстония, Литва, Латвия),
- страны европейской части СНГ (Украина, Белоруссия, Молдова),
- страны Закавказской части СНГ (Азербайджан, Грузия, которая является бывшей страной СНГ),
- страны Центрально-Азиатской части СНГ (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан).
Суммарная доля рынка платного телевидения СНГ и стран Балтии по итогам 2009 года составила около 1% от мирового рынка платного ТВ. Общее число абонентов достигло более 6 млн. домохозяйств. Значительную долю рынка (63%) занимают страны Европейской части СНГ (Украина, Белоруссия и Молдова). Суммарная абонентская база услуги платного телевидения по итогам 2009 г. в странах Балтии превысила 1,3 млн подключенных домохозяйств, причем доля Литвы в общей абонентской базе составила 39%, доля Эстонии - 27%. Остальные 34% пришлись на латвийский рынок. Абонентская база услуги платного телевидения в странах европейской части СНГ по итогам 2009 г. превысила 3,7 млн подключенных домохозяйств.
J'son & Partners Consulting оценивает абонентскую базу услуги платного телевидения в Закавказской части СНГ по итогам 2009 г. в 0,107 млн абонентов, при этом 55% из них приходятся на рынок Грузии, которая уже не является страной СНГ. Суммарная абонентская база центрально-азиатского региона по итогам 2009 г. превысила 1 млн подключенных домохозяйств, большая часть которых (67%) относится к рынку Казахстана. Доля Кыргызстана в абонентской базе региона составила 3%.
Доли рынка регионов по абонентской базе, 2009
Интрига развития платного телевидения в России заключается в противостоянии двух основных его типов - спутникового и кабельного. Еще пять лет назад услуги спутникового телевидения в сфере платного ТВ доминировали. Однако сейчас ситуация иная: стремительно развивающееся кабельное телевидение теснит «спутник» на рынке. Главная причина того, что кабель постепенно «подминает» под себя рынок платного ТВ, в том, что в крупных российских городах операторам этого вида доступа удалось сформировать развитую инфраструктуру: большинство крупных городов РФ имеют степень проникновения услуг кабельного ТВ свыше 50%, города-миллионники (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Уфа и др.) могут похвастаться проникновением свыше 80%. К тому же, подключиться к инфраструктуре кабельного оператора абоненту во многих случаях дешевле и удобнее. Если стоимость подписки на пакет программ кабельного ТВ составляет в среднем порядка 80-150 рублей в месяц, а единовременная плата за подключение порядка 1-1,5 тыс.рублей, а все чаще и вовсе бесплатно, то одна лишь установка спутникового оборудования и стоимость ежемесячной подписки обойдется в несколько раз дороже. Отдельно стоит сказать про IPTV, или, как его еще называют, интернет-телевидение. Основное отличие IP-телевидения заключается в том, что телевизионный сигнал доставляется не через спутниковую антенну и не через кабельную сеть, а через IP-сети передачи данных, что позволяет сделать ТВ по-настоящему интерактивным. Именно IP-TV
пророчат большое будущее.
Сегодня за симпатии телезрителей активно борются как российские, так и западные "платные" каналы. Если говорить о ситуации финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., то к радости участников рынка, он лишь приостановил, но не прекратил рост числа абонентов платного ТВ. Почему? Потому что услуги платного телевидения по сравнению с другими развлечениями - например, тем же походом в кино, где средняя стоимость вечернего сеанса в столице - от 200 рублей - относительно недороги. И люди отдают предпочтение доступным развлечениям дома. Поэтому абонентская база платных телеканалов увеличивается. Кроме того, компании, предлагающие кабельное и IP-телевидение, одновременно предоставляют и услуги доступа в Интернет, спрос на которые только растет.
_____________________________________
Кстати,
в 2010 году платному телевидению в России исполняется 19 лет. В апреле 1991 года в Москве в эфир вышел первый коммерческий вещатель - "Космос-ТВ", совместное предприятие американской корпорации Metromedia и ФГУП "Главный центр радио- и телевещания". По западным меркам, этот проект был нестандартным с маркетинговой точки зрения. В 1970-1980-х годах многоканальное платное телевидение в США и Западной Европе развивалось как массовое семейное развлечение, а в России первый платный вещатель ориентировался на корпоративный рынок. Ни о какой массовости услуги тогда не было и речи - залоговая стоимость приемного оборудования составляла заоблачные для начала 1990-х годов $300, еще $37 составляла ежемесячная абонентская плата за просмотр 13 каналов.
Первый в России собственный проект платного спутникового вещания - "НТВ-Плюс" (почему и не сказать пары добрых слов о коллегах по рынку?! :) был организован в 1996 году группой "Медиа-Мост". Он оказался успешнее предшественника: только за первый год этот спутниковый вещатель смог подключить на европейской территории России (в основном в Москве) 133 тыс. пользователей.
Ну, а первенство внедрения технологии IP-TV на массовом рынке в 2005 году принадлежит компании «МТУ-Интел», впоследствии переименованой в «КОМСТАР-Директ» и более известной москвичам под маркой
СТРИМ. Сегодня СТРИМ ТВ - это не просто телевидение, а целый набор
дополнительных опций. И на подходе - новые сервисы, все более сближающие ТВ и Интернет.
Но об этом в следующий раз… :)