![]( http://s16.radikal.ru/i190/1006/da/bc81fc21dda6.jpg )
В последнее время все больше говорится о наступлении глобальных интернет-компаний на позиции телекоммуникационных операторов, IP-технологий на традиционную связь. В пору задаться вопросом: есть ли жизнь после IP и каково будущее привычных всем нам телефонных сетей? Единого мнения о том, как
изменится рынок услуг связи в ближайшие несколько лет, очевидно, не существует. Однако ясно одно. Чтобы оставаться конкурентоспособными и продолжать развитие в меняющихся условиях, телеком-операторам самим нужно становиться глобальными игроками, предлагая новые востребованные сервисы абонентам.
Об этом шла речь в беседе
обозревателя журнала «Итоги» Елены Покатаевой с Президентом «КОМСТАР-ОТС» Сергеем Приданцевым. Специально для читателей нашего блога приводим интервью целиком.
Елена Покатаева: Сергей, хотелось бы узнать Ваше мнение о том, что ожидает операторов связи перед лицом выхода на телеком-рынок новых игроков из других отраслей? Например, компании типа Skype сейчас расширяют спектр услуг и все больше становятся похожими, с внешней точки зрения, на операторские компании. Речь идет и о конференцсвязи, и о телевидении. С вашей точки зрения, какова роль и место таких услуг, могут ли они составить конкуренцию телефонным операторам и как расценивают ситуацию сами операторы, считают ли они интернет-компании своими конкурентами или, может, потенциальными партнерами?
![]( http://s005.radikal.ru/i211/1006/e3/f0da5e2d36f9.jpg )
Сергей Приданцев: В принципе это вообще мировая тенденция. Мир телекома меняется достаточно стремительно. И на рынок, как Вы правильно сказали, выходят новые игроки, которые раньше работали в области клиентских устройств, программного обеспечения. Сейчас спрос сдвигается как раз в сторону клиентских устройств и различного программного обеспечения, которые позволяют человеку удобно работать в Интернете. Ведь раньше никто не мог подумать, что поисковики, такие как Google, например, будут настолько популярны, настолько мощны, настолько универсальны, что 60% выходов в Интернет, с точки зрения поиска, в мире - это Google. У нас в России похожую роль играет Yandex. И, естественно, успех этого бизнеса подталкивает его к тому, чтобы расширяться и развиваться дальше. Я бы здесь еще назвал такую компанию, как Apple, которая идет со стороны абонентских устройств и своего программного обеспечения. И вот такие компании, как Google и Apple, вышли теперь на рынок телекомов, и сейчас они уже являются здесь фактически равноправными игроками. Что делать (условно назовем их так) традиционным операторам для того, что бы отвечать на эти вызовы?
Выход, в общем-то, один - глобализироваться, потому что и Google и Apple - это глобальные мощные игроки. Соответственно на вызовы глобальных компаний может ответить адекватно только глобальный игрок. Что значит «глобализироваться»? Это означает прежде всего консолидацию, создание универсальных операторов. Эту тенденцию у нас на рынке можно видеть на примере ВымпелКома и Голден Телекома, МТС и «КОМСТАР». На очереди «Ростелеком», который после реорганизации тоже превратится в универсального оператора. Создание крупных универсальных операторов - это платформа для глобализации. Таким образом, нужно превращаться в действительно универсальных операторов, которые обладают полным набором услуг связи, лицензий и технологий для оказания этих услуг, а не становится «трубой», не важно, мобильной или фиксированной, для передачи информации. Тогда глобальный оператор сможет с новыми игроками разговаривать на равных.
Сейчас возник интересный альянс Google, Sony и Intel для того, что бы сделать Google TV. Это серьезный звонок, эти компании, как я говорил, - глобальные игроки, они собираются серьезно играть уже, как говорится, и на нашем поле. Поэтому, если ты такой же глобальный игрок, а им можно стать, только проводя консолидацию, ты можешь с ними общаться на равных для того, что бы развивать партнерство. Оно может быть в разных областях и приобретать абсолютно любые формы. Ты можешь, скажем, продавать устройства уже с предустановленными программными продуктами от этих компаний и контрактами на подключение к своей сети. Понятно, что им все-таки лучше с операторами в таком случае сотрудничать, чем воевать, потому что именно оператор держит клиента у себя, поэтому я думаю, что тенденция будет такая.
Изначально во всех новых приложениях операторы видели только плюсы. Я беру общую ситуацию. Все смотрели на эти приложения как на источник роста трафика, использования Интернета и т.д. Взять, к примеру, тот же Skype. Он стимулирует проникновение широкополосного доступа в Интернет. Для операторов только дальней связи распространение сервисов VoIP - это, конечно, плохо, но универсальным операторам - хорошо. Ведь что бы Skype работал, у тебя должны купить широкополосный доступ. Сотовым компаниям тоже хорошо, так как появляющиеся на рынке пользовательские приложения стимулируют рост трафика. Как показывает практика, использование iPhone’ов увеличивает обращениия на различные сайты в разы. Соответственно операторы на этом зарабатывают.
Я думаю, выход в том, чтобы не конкурировать, а нормально взаимодействовать. И тогда можно будет действительно остаться в выигрыше и операторам, так называемым традиционным, которые становятся глобальными игроками, и новым участникам рынка, таким как Google, Apple и другие. Я называю эти имена не потому, что хочу сделать им рекламу, а потому что они на слуху, и это не случайно.
ЕП: Это понятно. Сергей, Вы говорите, что надо смотреть на них как на партнеров. Тогда можно сделать вывод о том, что нас ждут какие-то новые услуги именно со стороны оператора.
СП: Я думаю, что эти новые услуги должны совместно разрабатываться. И когда я говорю о партнерстве, я и говорю о том, что нужно вместе с этими компаниями заняться тем, что бы разрабатывать новые платформы, новые услуги, новые клиентские интерфейсы, которые будут способствовать росту бизнеса и у нас и у них.
ЕП: Как Вы думаете, с чьей стороны больший интерес к такого рода совместным проектам?
СП: Я думаю, что он должен быть обоюдным. Для того, что бы тебя рассматривали как партнера, ты должен быть таким же глобальным игроком, поэтому выход один - в глобализации, в консолидации, в создании больших операторских компаний. Тогда такие компании как Apple, Google и т.д. будут заинтересованы в сотрудничестве с тобой не меньше, чем ты - в сотрудничестве с ними.
ЕП: Ну, это идеальная модель, а вот сегодня, как Вы считаете, кому больше нужно такое партнерство?
СП: Я считаю, что оно нужно в равной степени всем игрокам рынка. Просто некоторые могут это еще не понимать, но думаю, что очень скоро поймут.
ЕП: А «КОМСТАР» уже что-то продумывает в этом отношении?
СП: Конечно, мы работаем в этом направлении. «КОМСТАР» уже не просто отдельная компания. Мы входим в Группу МТС. И это дает нам новые возможности. Давно работаем с глобальными игроками, в том числе Intel и другими компаниями. Мы создали у себя специальное подразделение по разработке инновационных технологий и услуг, который как раз этим и занимается.
ЕП: А как Вы думаете, в каком направлении, скорее всего, проявится сотрудничество с этими компаниями? Я имею в виду телевидение или голосовые услуги.
СП: Поскольку главной услугой в недалеком будущем будет широкополосный доступ и телевидение, то в этих областях и проявится.
ЕП: То есть это будет широкополосное телевидение по IP?
СП: Я не говорю, что обязательно по IP, я называю его интерактивным, персональным телевидением, с возможность организации обратного канала.
ЕП: Насколько реализовались ожидания, которые были несколько лет назад, от услуги IPTV?
СП: Собственно говоря, по темпам роста на рынке платного телевидения эта услуга доминирует. Мы видим, что ТВ и Интернет все больше сближаются, поэтому запустили для своих абонентов сервис ТВ на ПК.
ЕП: Насколько активно народ стал потреблять интерактивное телевидение или IPTV?
СП: По России довольно активно, в Москве менее активно, потому что здесь условно бесплатно по воздуху транслируется большое количество каналов с приемлемым качеством. Тем не менее, примерно 20 процентов наших московских абонентов услуги доступа в Интернет одновременно пользуются IPTV.
ЕП: А что может тогда добавить появление у вашей компании каких-то Google’овских сервисов?
СП: Я сейчас не готов говорить об этом. Конкретно с Google пока еще не работаем. Фантазировать на эту тему я не хочу.
ЕП: То есть пока, скажем так, идет разработка возможных будущих услуг, но сказать, что «КОМСТАР» и МТС выведут на рынок какую-то новую услугу в этой сфере нельзя?
СП: Тут речь идет об удобных интерфейсах, удобных платформах, через которые абонент будет получать все, что ему нужно. Мы все время работаем над этим. По сути, чем является тот же Apple на самом деле - это просто удобный интерфейс, к которому все привыкают. Он удобен, поэтому мы работаем в том же направлении, чтобы предложить нашим пользователям лучший клиентский опыт.