В России сейчас работают около 1450 кабельных операторов, которые обслуживают в общей сложности более 16 млн домохозяйств (без учета операторов IPTV). Их совокупный доход в 2010 году прогнозируется на уровне 860 млн долл., что на 100 млн больше показателя 2009 года. Общее число домохозяйств в российских городах составляет примерно 43 млн, из которых 38 млн охвачены сетями кабельного ТВ.
По последним оценкам iKS-Consulting, к концу 2010 года число пользователей платного ТВ (без учета абонентов систем коллективного приема телевидения и подписчиков пакетов, содержащих только бесплатные каналы) в России достигнет 20,5 млн, а проникновение услуги составит 40%. На долю 5 крупнейших операторов платного ТВ, среди которых «КОМСТАР», приходится 66% всей абонентской базы. Проникновение услуги платного ТВ сильно варьируется от региона к региону. Традиционно самый высокий показатель - в ЦФО, самый низкий - в ДВФО, где число спутниковых вещателей ограничено и недостаточно развиты сети кабельного ТВ.
Наиболее развита услуга платного ТВ в крупных городах с развитой инфраструктурой кабельного ТВ. Москва лидирует не только по охвату эфирным телевидением, но и по проникновению цифрового ТВ (21% к концу 2010 года). На долю 4 крупнейших операторов цифрового ТВ приходится 91% абонентов.
Фактически кабельные операторы уже сформировали инфраструктуру, на основе которой в городах с населением более 100 тыс. можно осуществить переход к массовому цифровому вещанию. И, как говорят эксперт, это только начало.
Новый телемирК 2015 году в России должно появиться эфирное цифровое телевидение, которое призвано полностью заменить аналоговое вещание. для жителей россии будет доступен обязательный бесплатный набор из около 20 телеканалов. впрочем, как считают участники рынка, к этому времени большая часть
открыть материал ... _____________________________
Делать прогнозы - дело неблагодарное, но прокомментировать некоторые моменты все же необходимо.
Итак, пока государство последние несколько лет строит планы цифровизации эфирного ТВ по всей стране, рынок платного ТВ активно развивается, причем наибольшими темпами в регионах, где число условно бесплатных каналов меньше, чем в Москве, как и возможностей для недорогих развлечений вне дома. Так, J`son & Partners Consulting считают, что количество подключенных абонентов по стране составит на конец 2010 года 16,3 млн пользователей при уровне проникновения услуги в 31%. В столице, где зрителям эфирного ТВ сегодня доступно порядка 30 каналов, продвигать телевизионные услуги сложнее.
Необходимо делать ставку на интерактивное цифровое телевидение (IPTV), которое дает возможность установить обратную связь с пользователем, внедрять дополнительные информационно-развлекательные сервисы и, соответственно, привлечь больше абонентов. Такая бизнес-модель за счет IP-протокола и интерактивности позволит создать персональное телевидение, привлекая более требовательного, чем в регионах, зрителя платного ТВ.
Мультиплекс и закон
Нет сомнений, что будущее телевидения - за «цифрой» и что от эфирного ТВ по понятным причинам в обозримой перспективе никто отказываться не собирается. Между тем
сама программа цифровизации ТВ вызывает среди участников рынка обоснованные вопросы в части регуляторики. По мнению Виктора Кореша, генерального директора компании «КОМСТАР-Регионы», «последние изменения в законодательстве скорее представляют собой шаги регулятора по реализации государственной программы цифровизации телевидения, нежели попытку учесть позицию игроков по той же тематике». Речь идет о последних поправках в федеральный закон «О связи», меняющих права и обязанности операторов многопрограммного телевидения, и президентском указе №715 от 24 июня 2009 года «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах», обязавшем операторов бесплатно (за свой счет) предоставлять абонентам доступ к социальному пакету каналов, что
мы и сделали.
Однако добиться полной ясности регулирования рынка платного ТВ так и не удалось. В частности, операторов волнует юридический вакуум вокруг организации и налогового учета услуг, связанных с предоставлением абонентам бесплатного мультиплекса. Ведь действующее налоговое законодательство рассматривает предоставление безвозмездных услуг как нарушение, направленное на занижение прибыли. При этом надо учитывать, что абонентская плата пользователей, подписанных даже исключительно на бесплатные каналы, все же должна включать оплату технического обслуживания линии. Кроме того, непонятно, как в новых условиях должны строиться юридические отношения между кабельными операторами и вещателями обязательных каналов? Как будет лицензироваться вещание обязательных каналов, транслируемых по кабелю? И т.д.
И регулятор, и участники рынка согласны, что существующее законодательство требует дальнейшей доработки, т.к. в нем осталось еще много противоречий, устранение которых позитивно скажется на развитии рынка платного ТВ в целом.