Я не люблю принимать экзамены. В первую очередь, по той причине, что ничего интересного,
как правило, не слышу, ничего нового не узнаю. Развлекают порой феерические ляпы экзаменуемых,
но это смех сквозь слёзы.
Кроме того, на экзамене понимаешь, что ничего ты сам изменить уже не в силах.
Семестр закончился. Всё, что мог, сказал на лекциях. И в ответах на вопросы после лекций.
И на консультациях. И в ответах по электронной почте. И в социальной сети. И всё. Говорить, учить,
объяснять уже поздно. Нужно ставить оценку и отпускать на свободу. Но как же отпускать, когда они,
порой, несут такое... И потому не отпускаешь, задаёшь наводящие вопросы, намекаешь, в конце концов -
сам отвечаешь и объясняешь ещё раз в слабой надежде, что хоть сейчас, на экзамене,
в стрессовой ситуации, в этот момент истины они услышат и запомнят.
Запоминают или нет - неизвестно. Но ты всё равно тратишь на каждого чуть ли не по полчаса и,
начиная экзамен в 10.00, заканчиваешь только к вечеру. Каждый экзамен или зачёт -
самый тяжёлый день в году. Причём насчёт студентов я не уверен - многие из них выглядят
вполне энергично и радостно.
И наконец, по заведённой традиции, отличников ты должен отпустить сразу - поставив ли "автомат",
или просто быстро удостоверившись, что человек готов к экзамену - а всё основное время уделить
троечникам, из которых кто-то вытянет на "четвёрку", а остальные получат заслуженные тройки,
и нескольким маргиналам придётся приходить на пересдачу.
Случаев, когда кто-то из студентов раскрывался на экзамене с невиданной стороны, у меня (пока) не было.
Вернее, было несколько человек, кто показывал себя со стороны весьма неприглядной - вполне неожиданно.
Но те, кто мог вдруг обнаружить свою прекрасную, яркую и цветную сторону, делали это уже в своих эссе.
Или не делали. И потому на экзамене свою итоговую оценку могли скорректировать лишь незначительно.
Вот и получается, что экзамен становится настоящей экзекуцией, причём - и это вполне естественно -
для обеих сторон. Ты сидишь и мучаешься, выслушивая банальности (в лучшем случае) и нелепости;
они сидят и мучаются, потому что кроме выслушивания их банальностей ничего другого на сегодняшний день ты не планировал.
После 5 лет преподавательской практики мне это надоело. Очень.
Думаю, что в ближайшую сессию я попробую поступить наоборот.
Я постараюсь отпустить троечников как можно скорее, раздав им тройки автоматом и четвёрки тем,
кто окажется убедительным в самое короткое время, а основное время на экзамене уделю отличникам.
Так мы с ними сможем поговорить на те темы, которые нас действительно интересуют, и на которые,
возможно, не хватило времени в семестре.
Уверен, сразу не получится. Но я постараюсь.
В конце концов, этот вариант мне сейчас представляется наиболее близким к идеальному "win-win":
троечники получат ожидаемые оценки быстро, а мы с отличниками побеседуем на интересные темы.
Может быть, эта сессия окажется первой, когда все будут счастливы )