Роль посредника

Oct 02, 2010 02:41

Я люблю вопросы. Больше, чем ответы. Потому что вопрос - это начало. Ответ - конец.
И единственным оправданием существования ответов, в моём понимании, является то,
что каждый найденный ответ вызывает ещё больше вопросов.

Я люблю системы, модели и формулы. Люблю сложные причинно-следственные связи и простые правила.
За то, что они пытаются сделать этот мир понятнее и предсказуемее. За то, что они стройны и красивы.
А ещё за то, что их так приятно разрушать, нарушать, опровергать и выходить за их пределы.

Я люблю теорию. Потому что только она придаёт смысл всем нашим пробам и ошибкам.
Потому что она находит выход там, где практика заходит в тупик.
А ещё потому, что это просто очень интересно.

Недавнее обсуждение одного конкретного проекта в сфере продвижения в социальных медиа
(http://blogberry.livejournal.com/69672.html) навело меня на ряд совершенно непрактичных мыслей о том,
что общего между PR-агентствами, шаманами, могильщиками, деньгами, голубями, гималайскими шерпами и ангелами,
и что всё это значит...



А общего между всеми ними - их функция. Это если говорить инструментально и грубо.
А если сложнее - их природа, их феноменология, если угодно. Все эти и многие другие объекты, живые существа
и даже бестелесные сущности в разное время и при различных обстоятельствах выступают в роли посредников.

История такого феномена как "посредник" (или "средство", "медиа") началась одновременно с историей человека. А может, и раньше.
В роли посредника, по большому счёту, может выступать вообще всё что (или кто) угодно, если оно находится между
субъектом (автором) и объектом (реципиентом, адресатом) действия и проводит это действие через себя.

Посредник - это и стрела, пущенная в оленя, и камень, брошенный во врага, и подарок, отправленный с гонцом (ещё одним посредником) другу.
Посредник - это, конечно, слово - произнесённое или написанное, рисунок, танец, ритуал, молитва, жертва, священник, огонь.
И, как нам говорит героиня предыдущего поста (http://blogberry.livejournal.com/70311.html), посредником также выступает автор -
донося до своего читателя идеи, пришедшие "откуда-то оттуда".

Таким образом, что делает посредник? В чём его предназначение?
Прежде всего, посредник/средство/медиа помогает человеку - например, преодолеть пространство и время,
способен удлинить его руку, усилить голос, сделать более зоркими глаза. А ещё посредник замещает человека,
представляя его самого и отстаивая его интересы там, где тот быть не может или не хочет.

Словом, посредник делает то, что человек хочет, но не может.
Или что сделать надо, но не хочется.

В обмен на такое чудо посредники потребовали от человечества со временем овладеть массой искусств и умений:
от навыков работы топорами и молотками, развития базовых ремёсел - до освоения сложных станков и компьютеров,
от обращения с оружием, музыкальными инструментами, спортивными снарядами - до использования средств коммуникации, занятий наукой и искусством,
от управления собственными детьми - до управления армиями, биржевыми торгами и PR-агентствами ))

Вообще, по-настоящему коммуникации и управлению человечество начало учиться
только с использованием посредников/медиа. Мы стали такими, какими стали, именно по той причине,
что почти во всех сферах своей жизни используем посредников.

А потому крайне важно понять, в чём их - посредников - главная особенность.
И вот здесь мы подходим к самому важному.

Главная особенность посредника - в его двойственном начале:
посредник принадлежит природе субъекта точно так же, как и природе объекта.
Посредник перемещается между мирами, соединяя их между собой и - в то же самое время - разъединяя.

Дипломаты и разведчики, милиция полиция и адвокаты, жрецы и шаманы, ангелы и демоны, проводники и агенты всех мастей -
все они блуждают между своими мирами, принадлежа сразу ко всем и не находя себе покоя ни в одном из них.

И потому их роль всегда амбивалентна.
С одной стороны, они соединяют собеседников, с другой - находясь между ними - неминуемо их разъединяют.
Усиливают влияние своего "хозяина" - и ослабляют его. Помогают овладеть - и отчуждают.
Приближают к цели - и отдаляют от неё.

И потому все они и всегда - лжецы и предатели. Искажают, перевирают, делают всё не то и не так.
Но без них не обойтись. И лучшие из них отличаются от худших только тем, что делают всё это искренне,
из любви к искусству, и хоть иногда пытаются исправиться перед своим "хозяином".
Вот только бы им понять, кто именно - "хозяин"...

to be (maybe) continued...

текст, культура, коммуникация

Previous post Next post
Up