Часть II. Об иллюзии выбора

Feb 23, 2010 17:47

Задать вопрос (http://blogberry.livejournal.com/55854.html) в этот раз оказалось проще, чем дать на него ответ.
Так бывает не всегда. Как правило, половина ответа содержится в самом вопросе. Видимо, не в этом случае.

Конечно, в тот момент, когда я писал предыдущий пост, я представлял, какой позиции придерживался сам.
Тем не менее, активная дискуссия, ваши комментарии (как в блоге, так и в непосредственном общении) и собственные pro et contra
заставили меня ещё раз над всем этим надолго задуматься...

Вероятно, ниже, под катом никаких особых откровений вы не обнаружите:
многое вы уже знаете, об остальном - догадывались, а о чём не догадывались - то всё равно может показаться вам довольно очевидным.

Я постарался изложить свои мысли коротко и почти без эмоций (всего два восклицательных знака и только один смайл).
Мы ведь тут пытаемся докопаться до истины. А истина сторонится эмоций. Те слишком шумны, эгоистичны, самодостаточны.

Хотя это не означает, что я недооцениваю их роль в социальной коммуникации. Как раз наоборот.
И всё потому, что в жизни мы чаще всего ищем не истину, а правду - то есть комфорт и равновесие между внешним и внутренним...



Причины того "перебора", о котором я писал в первой части этого текста, на мой взгляд,
стоит искать в ряде объективных особенностей нашего времени и способов,
которыми человеческое сознание адаптируется к меняющимся условиям среды:

1. Иллюзия бесконечного выбора. О да, сегодня нам есть из чего и из кого выбирать! Контакты на работе, в спортивных секциях, на вечерних курсах и втором высшем, френды в социальных сетях и потенциальные френды френдов в тех сетях, в которых мы ещё не зарегистрированы, кандидаты в журналах, кино и телевизоре и в конце концов - весь мир, который можно рассортировать по возрасту, росту, месту жительства, доходам, интересам и вкусу. Нет ничего невозможного! И обязательно, обязательно, не здесь, так на другом краю света найдётся человек - моя идеальная вторая половинка! Это лишь вопрос времени. И нескольких проб и ошибок. И ещё нескольких... И, возможно, ещё...

Конечно. Всё именно так. Однако мы просто не задумываемся, что наш выбор в большой степени сделан за нас, наши предпочтения определяются массой факторов, помимо нашего осознанного желания, нашей воли.
Особенности нашей генетики и социализации, семейныйе сценарии, передающиеся из поколения в поколение, архетипы, стереотипы, установки...
Масса всего, что мы считаем своим, но чем управлять мы не в силах.

И в какой-то момент мы всё же выбираем - того, кто рядом, того, кто оказывается с нами в нужном месте и в нужное время, и всегда ли мы можем объяснить свой выбор? Понять, что же такого в этом человеке? Вряд ли. С нами просто что-то происходит, и нам остаётся просто принять (или не принять) тот выбор, который за нас, внутри нас совершило наше (под)сознание.

"Пора пришла - она влюбилась", "Душа ждала... кого-нибудь",
"Ты чуть вошел, я вмиг узнала / Вся обомлела, запылала / И в мыслях молвила: вот он!" - помните?

Это то, как реагирует наш организм, как возникают наши эмоции и чувства. Но затем включается сознание.
И мы начинаем оценивать, вы-бирать и пере-бирать. Иллюзия бесконечного выбора заставляет нас, вопреки смыслу, природе, нашему естеству и опыту поколений, "следовать за далёкой звездой" - которой может и не быть, которая может оказаться просто случайным бликом, отражением неоновой рекламы, которая, наконец, могла давно погаснуть, и то, что мы видим - лишь холодный свет, без начала и цели.

И была бы это лишь одна звезда - а то ведь их столько, сколько хватает глаз...
Выбор сам по себе ни на шаг не приближает нас к цели. Тем более - бесконечный выбор. Тем более - его иллюзия.

2. Информационная перегрузка. Людей и возможностей вё больше - времени и сил всё меньше.
Мы просто не успеваем - разглядеть, почувствовать, разобраться, понять. Кликаем по людям, как по линкам.
Пробегаем глазами, выхватываем картинки, отдельные запахи, слова. Мы "всё поняли" и бежим дальше.

3. Боязнь продешевить. Выбрать "не то". Остановиться слишком рано, не дождавшись "лучшего варианта".

4. Неумение и нежелание справляться с трудностями в отношениях. При первых же обидах и разочарованиях возникает желание "бросить это всё" и искать счастья в другом месте, с другим человеком. К трудностям на работе или, скажем, в общении с родителями отношение иное: тут уж "никуда не денешься", "родителей не выбирают", да и работу каждый день менять не будешь, поэтому приходится справляться, находить общий язык, идти на уступки, терпеть и подстраиваться.

Но ведь любимый-то человек должен понимать нас с полуслова-полувзгляда. Любимый человек не должен требовать от нас невозможного, не должен ошибаться, не должен хотеть чего-то для себя - всё только нам. Он ведь нас любит! Любимый человек должен быть безупречен во всём, а если нет, то как же его любить? За что? Нет уж! Найдутся и получше - более идеальные и совсем безупречные.

Бегство от трудностей - изобретение нашего времени? Нет, конечно, нет. Но если прежде путей для побега было меньше,
то сегодня целые индустрии работают на то, чтобы мы бежали, сломя голову, и выбирали, выбирали, выбирали...

5. Непризнание собственной ответственности - за себя, за другого, за отношения.
Всё вокруг меняется. Быстрее, чем мы можем отреагировать, осознать, объяснить. Мы не знаем, что будет через год, месяц, день.
Мы понимаем, что не можем нести ответственность даже за себя - что уж говорить о других.
Мы не знаем, что с нами будет - как мы можем что-то обещать, за кого-то отвечать?

Нет, конечно, не можем. Но мы можем знать, чего хотим, во что верим. Вступая в отношения, мы должны понимать, что несём за них ответственность, несём ответственность за свои действия в них и за другого человека. Даже если "по должности", по статусу, возрасту, полу и положению ответственность должен нести "кто-то другой", даже если инициатива отношений принадлежит не нам - и даже в этом случае, принимая отношения, признавая их, мы автоматически начинам отвечать не только за себя. Иначе ничего не выйдет. Ничего, как правило, и не выходит...

6. Доминирующий дискурс: потребительский, материалистический, гедонистический и героический.
Носителями этого дискурса и его активными участниками являются, в первую очередь, медиа и, во вторую, в различной степени, все мы с вами.

Все мы с вами говорим о деньгах, подразумевая, что не в них счастье, но в их количестве,
говорим об удовольствиях, видя в них если не основную цель, то, по крайней мере, одну из важнейших составляющих нашего бытия,
и больше всего на свете боимся прожить обычную, простую, тривиальную и скучную жизнь. И потому надеемся, что "вот этот человек" уж точно не даст нам скучать, с ним наша жизнь будет полна событий и удивительных чудес.

Но ведь тем самым мы опять предполагаем, что не мы, а нас будут развлекать, что придёт кто-то и доставит нам удовольствие, развеселит нас и порадует. Нам опять должны. Мы же просто готовы наслаждаться шоу. Но разве поход в парк аттракционов является таким уж подвигом? Что героического в том, чтобы съесть мороженое и прокатиться на карусели?

Выбор - это ничем не обоснованное моральное усилие. Для доверия не нужны основания - причин не доверять существует гораздо больше. И только собственное решение, желание могут позволить нам довериться другому человеку. Наш опыт, сомнения, страхи и рассчёты, подозрения и ревность - всё это наши тюремщики и палачи. И только волевой акт - единственное подтверждение независимости нашего сознания. Выбор, один единственный, раз и навсегда и решимость идти по выбранному пути - вот это настоящее проявление личной свободы.

PS. С подачи Алексея Глазкова (http://www.effman.ru),
обнаружил статью в "Русском репортёре" примерно годичной давности почти по нашей теме.
Посмотрите, очень познавательно: http://www.rusrep.ru/2009/06/formula_lubvi.

А тем временем, до весны осталась всего неделя... ))

общество

Previous post Next post
Up