Экономический кризис как частный случай кризиса коммуникации

Sep 23, 2009 01:44

1. Текущий т.н. "глобальный экономический кризис" по мнению многих экспертов является Кризисом доверия.
2. Доверие как феномен является исключительно когнитивной, идеальной сущностью, концептом человеческого сознания и реализуется в сфере социальных взаимоотношений посредством коммуникации (общения).

Следовательно, сегодняшний экономический кризис является частным случаем кризиса коммуникационного.

Вывод прост, хоть и не лежит на поверхности. Для того, чтобы к нему прийти, необходимо рассматривать коммуникацию как комплексное и универсальное явление.

С точки зрения коммуникации, деньги, акции, вексели и любые другие документы, подтверждающие финансовые обязательства сторон, просто выполняют функции медиа, средств передачи информации, тех или иных сообщений. Да, медиа специфические, но принципиально ничем от газет и писем не отличающиеся. И далее, деньги служат свидетельством доверия индивидов и институтов государству, финансовой системе. Деньги суть символ, подтверждение доверия и средство его трансляции.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что мировая система передачи соответствующей (финансово-экономической) информации не сработала. Барьеры на пути информации, тупики, неэффективные каналы передачи сообщений, задержки с обратной связью, нереализованные потребности в коммуникации и, как следствие - решения, принимаемые акторами в условиях отсутствия актуальной информации, в условиях неопределённости, рассогласованность и непоследовательность действий участников единой системы и ассимметрия, асинхронность поведения взаимосвязанных систем, обманутые ожидания, невыполнение обязательств привели к тому, к чему привели.

Не знаю, как вас, а меня этот вывод заставил в очередной раз задуматься о природе вещей.
Я, конечно, уже привык к тому, что "поскреби любую проблему, и в её основе найдёшь сбой в коммуникации" - но не до такой же степени!
И несмотря на то, что уже третий год я изучаю и преподаю коммуникацию, я не перестаю удивляться тому, сколь огромно влияние этого феномена на всё, что с нами происходит.

PS. Пост написан под впечатлением от вчерашней 5-минутной беседы на кафедре с проф. С.В.Чугровым.
Академическая коммуникация rocks! и заслуживает, без всякого сомнения, отдельного поста,
который и появится здесь в ближайшее время =)

политика, профессия, коммуникация, общество, бизнес

Previous post Next post
Up