На вчерашнем семинаре по корпоративной культуре зашёл разговор о т.н. миссии компании как элементе её культуры и идеологии. Прозвучало мнение о том, что декларируемая "миссия" чаще всего не имеет никакого отношения к деятельности компании, является искусственной формулировкой, сконструированной фразой, не несущей реального содержания. И потому необходимость и целесообразность самого присутствия такой "миссии" в информационном поле компании, в принципе, вызывает серьёзные сомнения.
Я согласился с тем, что большинство организаций не знают, зачем им нужно формулировать миссии, какой от этого прок кроме того, что "у всех есть, должно быть и у нас". Однако, скажем, только на основании нашего печального опыта знакомства с продукцией завода ВАЗ мы ведь не поставим под сомнение целесообразность существования автомобилей* в природе, в целом, верно?
*Те из вас, кому не нравятся автомобили именно "как класс", могут заменить это слово в предыдущем предложении на "велосипед" =)
На мой взгляд, как раз в своей миссии компания имеет шанс коротко и ясно выразить своё отношение к тому, что и зачем она делает. Миссия - это формулировка не столько целей (для этого есть стратегия), сколько смысла существования организации и людей, её составляющих.
Миссия - это не слоган, не джингл, она не должна быть в стихах, она не предназначена для надписей на упаковках ваших товаров.
Миссия - это простая, без выкрутасов фраза, в которой вы объясняете миру и самим себе, зачем вы здесь и чего хотите. Это ведь важно, не правда ли, важно и на личностном уровне, для каждого отдельного человека - понять, что он и зачем он. Чего уж говорить о компании - о многих людях, которые зачем-то собрались вместе. Зачем?
В этом смысле ваша миссия - при условии честной и ёмкой формулировки - может стать действительно основой вашей культуры, системой координат вашей деятельности. Если с вашей миссией всё хорошо, то с нею можно даже сверять ваши планы, оценивать целесообразность новых разработок и направлений деятельности. Проект соответствует миссии? Ок. Не соответствует? Отказываемся от проекта... или пересматриваем миссию. Думаем, что важнее, и выбираем. Только так.
На сегодняшний день больше всего мне нравится миссия, которую сформулировала компания Гугл:
"Миссия Google состоит в организации мировой информации, обеспечении ее доступности и пользы для всех".
см.
http://www.google.ru/intl/ru/corporate То же самое на языке оригинала: "Google's mission is to organize the world's information and make it universally accessible and useful."
http://www.google.com/intl/en/corporate.
Эта короткая фраза проста для понимания, объясняет всё, что нужно, не содержит лишнего, вместе с тем в ней есть масштаб и... величие. И самое замечательное, что всё, что бы Гугл ни делал, соответствует миссии по "организации мировой информации". Такой миссии можно посвятить всю жизнь. И это будет не самая бессмысленная жизнь...