Только мы поговорили о необходимости усиливать коммуникацию в период кризиса, - как в компании, так и в семье (см.
http://blogberry.livejournal.com/39266.html), - а HeadHunter подоспел с результатами нового опроса, которые снова выявили проблемы наших организаций в коммуникации. И снова позволили нам провести параллель между профессиональными и личными взаимоотношениями людей.
Смотрите сами. На этот раз вопрос звучал до неприличия прямо и, казалось бы, не предвещал ничего для нас интересного:
"Что вас бесит/раздражает в начальнике?". Но вот как распределились ответы 2800 посетителей портала со всех регионов РФ:
1. Неумение четко формулировать цели - 40.3%
2. Нежелание слушать другие точки зрения - 37.3%
3. Нежелание вникать в проблемы - 35.5%
4. Грубость/Крик - 35.4%
5. Умственные способности/Глупость - 32.0%
6. Заносчивость/Чванливость - 23.7%
7. Отстраненность от коллектива - 20.8%
8. Скупость - 20.5%
9. Характер в целом - 19.0%
10. Подозрительность - 18.3%
11. Авторитарность - 17.8%
Как видно, за исключением п.п. 5, 8 и 9, все верхние строчки хит-парада занимают особенности руководства, связанные, так или иначе, с неумением общаться, с проблемами в личных и корпоративных коммуникациях. Последние 24-е и 25-е места с долей голосов 1,1% поделили такие качества начальства как (Sic!) "Пунктуальность" и "Демократичность" (полная таблица здесь:
http://hh.ru/article.xml?articleId=377). Да и то, умеючи, можно сгладить внешние проявления и п.5, и п.8 и, конечно, п.9.
Итак, наши победители - "Неумение четко формулировать цели" и при этом "Нежелание слушать другие точки зрения".
Какое по-детски трогательное и знакомое сочетание, не правда ли?
В качестве комментария хочу лишь в очередной раз обратить внимание на тот факт, что и семья, и организация является моделью государственного устройства в миниатюре. Иными словами, поведение отца семейства можно сравнить с поведением руководителя страны. И наоборот. В среднестатистической организации то же самое...
Вспомните, например, ваши размолвки с домашними или с друзьями - вы вообще разговариваете или, покричав, разбегаетесь по углам, "пока всё не уляжется само собой"? Удаётся ли вам в пылу "сражения" воспрнинимать мнение другой стороны? Можете ли вы сделать паузу и выслушать встречные аргументы? И после того, как вы их, допустим, выслушиваете - ваша позиция как-то меняется? Вы действительно делаете шаги навстречу, или вас просто "никогда не понимают"? Кто "всегда прав" в вашей семье? А кому "всегда приходится уступать"?
С другой стороны, посмотрите на людей в телевизоре - наши политики когда-нибудь признаются в ошибках или неверных решениях? Просят за них прощения? Вообще - обсуждают что-нибудь с кем-нибудь? Обсуждают - в том смысле, что принимают решения после разговора, а не до. Простите, но архетипичный эталон мужского поведения у нас пока прежний: "пацан сказал - пацан сделал". Девиации воспринимаются как слабость и несостоятельность.
Так что спасибо за подтверждённый диагноз, но никаких открытий.
Вместе с тем, хоть данные "болезни" и являются генетическим наследством бизнеса à la russe,
это не значит, что ситуацию нельзя изменить, в принципе. Просто усилий нужно сознательно прикладывать больше, чем обычно.
Скажем, когда вы считаете, что с коммуникациями в компании "ну наконец-то полный порядок" -
сделайте ещё один шаг, задействуйте ещё один канал общения, найдите ещё один способ обратной связи.
Просто ещё чуть больше усилий - больше, чем было бы "в самый раз", по-вашему. И тогда, возможно, результаты подобного опроса сотрудников вашей организации будут иными =)